Спорт для всей семьи

sergeis64 10-10-2012 01:49

Узнал вчера от жены что у приятельницы умерла лошадь. Вернее пришлось усыпить. Арабка, 28 лет, когда то дошла по дрессажу до Ст Джорджа. Стала прихварывать- перебои сердца. Пару раз рухнула- хорошо не под седлом! Поставили пару лет назад пейсмейкер- в мире всего 3 лошади с ним. Забегала как часики, стала под седлом ходить как 10 лет скинули. Но... развилось заболевание копыта. Приезжал дядька из Рочестера- пытался поставить особые подковы- бедная Ани даже ногу опустить не могла. Не помогло... Вчера не созвонились- хозяйка в полной отключке была от событий. Оставил мессадж. Отзвонила. Баба ревет белугой- лошадь у нее была 26 лет. А сегодня у нее день рождения- 60 лет. Ни хера себе подарочек. Ну вот что тут сказать? У самого глаза на мокром месте... Поехала она к нам на конюшню- долго обнимала нашу рыжyю Виньку... Вторая лошадь за год померла. Первый помер- так ето вообще пипец был. Того я приучил у меня еду изо рта брать и бегать за мной как собачка. Лошадник из меня никудышный, но вот люблю их балбесов- кровь предков чтоли? :-)

Рус-с 10-10-2012 20:35

quote: Если не лошадник- не поймете, не дано.
Лошадник......бывший, 9лет со лошадьми работал, спортивными в том числе. Тут фиг его знает......... когда читал "Прощай Гюльсары" хреново было, свинства и некомпетентности в обращении с животными не перевариваю, реально было жеребца жаль...... и человека. А смерть любимого животного........ больно конечно, но это неизбежность. На войне под людьми по несколько лошадей убивало........... и это были не просто любимцы, от них порой жизнь зависела. Не было у людей возможности шибко горевать и зависать над этим...... иначе сами могли в лучший мир отправиться. Думаю чрезмерные эмоции в таком случае перебор ИМХО, ибо человек забывает что сам под Богом ходит.
quote: Того я приучил у меня еду изо рта брать и бегать за мной как собачка.
Я со своим(рабочим) арабо-тракеном боролся, подножки ему делал, понимал ведь он что это игра. Арабо-терец один с моим овчаром играл, вообще обожаю арабов, приятные и понятливые ребята.

Ерунда 11-10-2012 23:25

Есть у меня друзья. Столько друг друга знаем - считай родственники. С Татьяной в роддоме вместе лежали, мужики на охоту и рыбалку ходят, детям - крестные, дети дружат.
Москвичи съехали жить в деревню и живут натуральным хозяйством лет 20. С удовольствием приезжаем в гости. Развели детей, кур, коз, собак, лошадей и поней и много еще кого. Все счастливы.
В последний наш приезд посидели у костра (лето провожали), а на утро нашли поню павшую. Почти у порога. Фотографий не будет. Так погрустив взяли ножи, книги умные и пошли на вскрытие. Как положено - по органам и системам. ЖКТ, и т.п. Нашли тромб в легочной артерии и порок сердца и эмбрион мужского пола 2-хмесячный. Отдали ветеренарному колледжу.

Анка пулеметчица 11-10-2012 23:40



Баба ревет белугой- лошадь у нее была 26 лет.


quote: Originally posted by sergeis64:

Если не лошадник- не поймете, не дано.
Все, отпизделся, пошел работать...


Хозяйку павшего коня понимаю, а Вас, увы, не понимаю. Она ревет, а вы чего материтесь, вас обидели что ли? Лошади было 28 лет, не каждая до такого преклонного возраста доживает.

Рус-с 12-10-2012 01:44

quote: Так погрустив взяли ножи, книги умные и пошли на вскрытие. Как положено - по органам и системам. ЖКТ, и т.п. Нашли тромб в легочной артерии и порок сердца и эмбрион мужского пола 2-хмесячный. Отдали ветеренарному колледжу.
Феерично))))))) Вот что значит научный подход.

sergeis64 12-10-2012 02:10

@Ерунда. Я тоже в свое время уехал из Москвы, немного больше 20 лет назад и немного подальше. У нас не принято как то потрошить приблудных мертвых животных, да и своих тоже. Есть и спец службы чтобы вывезти мертвую лошадь, можно похоронить на кладбище для животных, можно кремировать.
@Анка-пулеметчица. Матерюсь я на самого себя. Поскольку имел надобность где то выговориться. Еще потому что ничем кроме слов в общем то не могу поддержать. Жена сказала хозяйке арабки что та может приходить и кататься на нашей Виньке- та любит кобыл и давно знакома с Винозой. Хоть может ей полегче будет. Наверное она устроит что то вроде небольших поминок. Не знаю будет ли покупать другую лошадь... 28 лет- преклонный возраст, но совсем не предел. Во всяком случае спокойно можно и под седло и на лонжу брать-5 дней в неделю. А так живут и по 32 и по 36 лет. Конечно уже на пенсии. Хотя одна баба ставила своего 32 летнего раз в неделю- ничего рассекал по мере возможности.

Краткий обзор наиболее известных поминально-погребальных комплексов, к числу характеристик которых относятся погребения с конём или погребения конского снаряжения, обнаруживает свойства, некоторые из которых важно выделить в данной статье.

Во-первых, эти комплексы разбросаны на обширных пространствах, как бы очерчивая гигантскую территорию от Поволжья и Кавказа до Алтая и Саянских гор.

Во-вторых, сакральные традиции, отразившиеся в погребальном инвентаре названных могильников, хронологически охватывают впечатляющий период, начиная от XII–X веков до н.э. и далее сохраняясь в отдельных регионах чуть не до XVIII–XIX веков.

В-третьих, названные сакральные традиции вполне убедительно характеризуются исследователями, как солнцепоклонство потому, что конь является одним из зооморфных символов солнца наряду с оленем, соколом, лебедем, и следовательно, эти сакральные традиции по своему происхождению должны связываться с индоевропейской духовной культурой. Но в науке нет четкого объяснения тому, как сложилось это фактически единое сакральное пространство с идентичными культами и обрядностью на такой огромной территории и кем, каким народом или предками какого народа его существование поддерживалось.

Никакой цельной картины у исследователей на этот счёт не сложилось. Так, погребальный комплекс Аржан рассматривается как часть политической, экономической и культурной истории древних кочевых народов евразийской степи (Л.С. Марсадолов), пазырыкский могильник характеризуется как памятник скифо-сибирской культуры кочевого населения, кобанская культура – как симбиотичная культура автохтонных представителей Северного и Центрального Кавказа и арийских племён , обосновавшихся на Центральном Кавказе со второй половины II тыс. до н.э. в ходе миграций.

Вопрос о генезисе конца IX-III в еков до н. э . остается дискуссионным. Считается, что на её формирование оказали влияние кобанская, скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии, т.е. создатели Ананьинской археологической культуры , согласно существующему взгляду, были принимающей стороной. К этому следует добавить, что так называемая Ананьинская культурно-историческая область, распространённая на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы , воспринимается как археологический аналог пра-пермской этно-лингвистической общности, по поводу которой сложилось мнение, что она выделилась из финно-пермского массива в середине II тыс. до н.э. в районе к северу и северо-востоку от поворота Волги на юг в нижнем и среднем течении Вятки и Камы и сохраняла своё единство более двух тысяч лет, вплоть до вторжения булгар. Поэтому, несмотря на оговорку в дискуссионности вопроса о генезисе Ананьинской археологической культуры , в науке закрепилось убеждение, что её создатели – часть пермского пранарода, говорившего на пермском праязыке и обитавшего на пермской прародине между Волгой и Камой.

Приведенные рассуждения об Ананьинской археологической культуры или шире – об Ананьинской культурно-исторической области как прародине прапермского народа – показывают, что наука сделала всё возможное и невозможное для того, чтобы облечь наукообразностью слова одного из творцов шведского политического мифа Рудбека о том, что ещё во времена «гиперборейских скифов» Восточная Европа с севера до Дона была населена финнами.

Не считаю нужным рассматривать правомерность использования приведенной умозрительной конструкции: пермский пранарод , обитавший на пермской прародине и говоривший на пермском праязыке – для лингвистических исследований. Возможно, подобные абстракции и применимы для решения лингвистических проблем. Но для исторических исследований она не подходит совершенно. Представим, что англов Ютландии мы назовем праамериканцами, говорившими на праамериканском языке, а Ютландию определим как праамериканскую прародину. Даст нам это что-нибудь для понимания истории Америки? Напрямую – нет, поскольку «праамериканцы» выступят как сугубо абстрактная конструкция, которая, неприменима при изучении реальной истории народа. Поэтому историю Америки мы начинаем с определенных исторических событий, а вопрос о «праязыке» играет здесь отдельную роль. Могут возразить, что в данном случае к нашим услугам достаточно исторических источников, прежде всего, письменных. К вопросу об источниках для исследования затронутых выше вопросов я вернусь ниже, а пока напомню, что результаты исследований в области ДНК-генеалогии однозначно опрокидывают теоретические построения о финно-пермском массиве в сер. II тыс. до н.э. в районе Прикамья.

Сейчас, благодаря исследованиям в области ДНК-генеалогии, мы знаем, что предки финно-угорских народов пришли в Восточную Европу 2000–1500 лет тому назад, т.е. много позднее переселения туда представителей R1a, следовательно, они пришли в Восточную Европу, уже освоенную её насельниками ариями и древними русами, давшими свои названия гидронимам и другим географическим феноменам, ссылка.

Поэтому Ананьинская культурно-историческая область не может рассматриваться как археологический аналог прапермской этнолингвистической общности, и погребальные памятники Волго-Камья в период бронзы – раннего железа должны рассматриваться как памятники, оставленные носителями индоевропейских языков. Вопрос только в том, какими именно носителями? Выше приводились мнения специалистов, указывавшие на то, что культурными донорами для Ананьинской археологической культуры были скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Но в недавнее время появились работы, которые опровергают данную точку зрения.

Захоронения с конём или с конским снаряжением в погребальных комплексах Аржана, в Пазырыкском кургане, в могильниках Кобанской культуры иллюстрируют особую сакральную роль коня для создателей этих поминально-погребальных комплексов, но современные исследования показывают, что у кочевников скифской эпохи культ коня не прослеживается . К данным выводам пришла М.А. Очир-Горяева в докторской диссертации «Погребения с захоронениями коней и предметами узды Северного Причерноморья, Нижнего Поволжья, Южного Приуралья и Горного Алтая конца VI–III вв. до н.э.» (2014). В этой работе как раз и ставилась цель – выявить место и роль конских захоронений и предметов узды в погребальном обряде кочевников скифской эпохи. Исследованию подверглись основные регионы сосредоточения погребальных памятников скифской эпохи. Как отмечал в отзыве на диссертацию профессор кафедры археологии Волгоградского университета А.С. Скрипкин, исследование с постановкой такой темы и в таком объёме выполнялось впервые.

В заключительной главе «Конь в культуре кочевников скифской эпохи, с учётом данных погребальной практики, изобразительного искусства и письменных источников», констатируется, что у евразийских кочевников скифского времени собственный культ коня отсутствовал . В изобразительном искусстве кочевников скифского времени, указывает М.А. Очир-Горяева, изображение лошади встречается крайне редко, в отличие от сакральных образов оленя, хищной птицы, хищника кошачьей породы. В культуре и изобразительном искусстве кочевников скифской эпохи о тсутствует канонизированный образ коня, подчеркивается лишь основная функция лошади как средства передвижения. Письменная традиция также не подтверждает наличие культа коня у скифских кочевников. Детали культа коня не выделяются и у других кочевых объединений скифского времени Евразии, например, у кочевников горно-алтайских областей. Поэтому, согласно, М.А. Очир-Горяевой, захоронение коней у кочевников скифской эпохи следует рассматривать в ряду других материальных категорий, нашедших упокоение вместе с погребением человека.

Но в таком случае погребальные комплексы Аржана и Пазырыкского кургана не могут расцениваться как памятники древних кочевых народов евразийской степи или как памятники скифо-сибирской культуры кочевого населения, поскольку конские захоронения в этих погребальных комплексах обнаруживают явно ритуальный характер . Правда, российские скифологи и археологи, в частности, упомянутый волгоградский археолог А.С. Скрипкин, в последние десятилетия обращают внимание на однобокий характер понятия «скифо-сибирская культура кочевого населения». Известный скифолог Д.С. Раевский подчеркивал культурное многообразие евразийских степей в скифскую эпоху и предлагал термин «евразийский культурный континнум» скифской эпохи (Раевский Д.С. Об историографии скифской проблемы в современном освещении (некоторые замечания к дискуссии) // РА, 2003. № 2).

Очень важная поправка, поскольку она открывает возможность шире интерпретировать доступные нам источники, а также привлечь источники, которые отбрасывались, не умещаясь в жестко заданные параметры образа скифов как преимущественно, кочевников.

Здесь пора обратить внимание на то, что в приведенных выше материалах о погребениях с захоронениями коней или конского снаряжения, почти ничего не сказано о коне в древнерусской традиции. Правда, в докладе Роберта Гаглоева на III Абхазской международной археологической конференции упоминается, что материалы этнографии и фольклора свидетельствуют о наличии культа коня и в славянской среде . Со ссылкой на работы В.А. Городцова и Б.А. Рыбакова (Городцов В.А. Дако-сарматские элементы в русском народном творчестве // ТГИМ, Вып. I. М., 1926; Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве / Женское божество и всадники // СЭ №1, М., 1948, С. 90-105) в приведенном докладе подчеркивается, в том числе, и архаичность культа коня в славянской традиции и его связь с культом женского божества природы. Но все упоминания о культе коня в славянской традиции ограничиваются хронологическим барьером якобы позднего появления славянства на исторической арене, что и задает цель для данных исследований как поиска источника заимствования культа коня и упомянутых традиций в славянской, или точнее в русской традиции.

Подобное направление научного поиска хорошо иллюстрируется, например, статьей К.Ю. Рахно «Посвящение коня в погребальном обряде осетин и его украинские параллели». Автор статьи обращает внимание на обычай посвящения коня покойнику у осетин, возводит его к далеким временам арийской общности и указывает на его генетическую связь с сармато-аланской архаикой. Так, К.Ю. Рахно отмечает, что конь у осетин посвящался только мужчине , однако, в ряде местностей зафиксированы случаи, когда лошадь посвящалась и знатной женщине, в чем автор видит явные отголоски обычая захоронения воительницы с конем, широко бытовавшего у сарматов.

В статье подчеркивается, что отголоски обряда посвящения коня не раз отмечались у тех народов Кавказа, Средней Азии и Сибири, в этногенезе которых приняли участие сарматы и аланы, но помимо кавказских и среднеазиатских параллелей, по мнению автора статьи, следует обратить внимание на аналогичные обычаи в обрядности народов Восточной Европы, например, на обычай посвящения коня умершему у населения Поволжья , в частности, у мордвы и татар-мишарей.

Кроме того, обращает внимание К.Ю. Рахно, сходные черты прослеживаются в погребальной обрядности восточных славян, в частности, у запорожских казаков: запорожцы ещё в конце XVI века, когда хоронили своего гетмана, то насыпали над ним высокий курган, оставляли возле него гетманского коня и справляли на могиле тризну. Конь оставлялся на могиле потому, что христианство уже не разрешало его захоронения вместе с умершим. К.Ю. Рахно считает, что данный обряд, по которому покойнику посвящался его конь, был заимствован казаками от ираноязычного кочевого населения степи (Рахно К.Ю. Посвящение коня в погребальном обряде осетин и его украинские параллели // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». 6-7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010. С.216-221).

Более современные исследования М.А. Очир-Горяевой, приведенные выше, демонстрируют умозрительность выводов о том, что погребальная обрядность, отмеченная чертами культа коня и известная у ведических ариев, заимствовалась славянскими народами у кочевых народов скифского времени , поскольку культ коня у них не прослеживается. Поэтому параллели ведическим традициям ритуала жертвоприношения коня, отмеченные у народов Восточной Европы, включая и восточных славян, должны иметь иное происхождение. Следует напомнить, что согласно этнографическим исследованиям, конь в славянской традиции, самое легендарное священное животное, в древнейших мифах и сказаниях принадлежащее высшим языческим богам и христианским святым.

Конь в славянской традиции одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на тот свет (Славянская мифология. М., 1995. С. 228-229). Одно это краткое перечисление наводит на мысль о том, что традиция сакрализации коня у славян была эндогенной традицией, то есть родившейся внутри самой славянской культуры, а не заимствовалась со стороны.

Хорошо известно, что конкретно в русском фольклоре конь занимал одно из центральных мест и отображал удивительно многослойную образную систему: , как посланец на землю от могущественных сакральных сил в помощь их избранникам, как неразлучный спутник и защитник эпического героя.

Конь обладал функцией оберега как у русских, так и у индоариев. Известный индолог Н.Р. Гусева обращала внимание на обычай, сохранившийся у потомков ариев в Индии, считать фигурки коней сильными оберегами, поскольку конь рассматривался как посредник между людьми и богами : «…в некоторых областях (например, в Бенгалии) человек, направляясь в лес за хворостом или ягодами, кладёт у опушки глиняную фигурку лошади, прося не наносить ему вреда. А это совершенно очевидно говорит о том, что такой обычай был привнесён арьями. До прихода ариев местные жители лошадей не разводили – ни на одной таблице Хараппы нет изображения этого животного . Зато в среде предков славян и арьев был распространен обычай принесения лошадей в жертву богам. Конь вообще вошёл во многие мифы и сказки в роли посредника в общении с богами : до сих пор на деревенских избах укрепляют на углу крыши резного коня, да и само несущее бревно крыши зовется коньком. Не так уж давно черепа лошадей можно было видеть на кольях забора – этим черепам приписывалась роль оберегов от всякого зла» (Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. С.117-118). Сравним в докладе Р. Гаглоева сообщение о том, что черепа коней и у осетин прикреплялись над дверями домов, на заборах, в центре поселка, служа оберегом и символом счастья.

В.А. Городцов отмечал обычай надевать конские черепа на шесты близ жилья, пасек и огородов, сохранившийся и в его время, например, в Московской и Курской губерниях. Этот обычай, по его словам, бытовал у пасечников для охраны пасек и в силу поверья, что при помощи оберега пчелы наберут больше меда: «Сведения об описанном обычае имеются из г.Рузы Московской губ. и села Ксёльце Курской губ., но подобный обычай существует в Рязанской губ. и по-видимому, повсюду у русского населения и инородцев, взявших обычай у русских» (Городцов В.А. Указ. соч. с. 24).

Известен в русской традиции и обычай хоронить (сжигать) коня вместе с хозяином. На Вологодчине был известен обычай хоронить павшего коня как человека, оставляя на могиле перевернутые сани. Роль проводника на тот свет выполнял и волшебный конь – Сивка-Бурка, Конек-Горбунок.

Конь считался вещим животным , способным предсказать судьбу: у русских были распространены святочные гадания с участием коня . Связь коня с загробным миром находила выражение в сжигании маски конского черепа на Ивана Купалу , когда согласно поверьям все мифологические персонажи, связанные с загробным миром, покидали землю и возвращались на тот свет. также связывавшей коня с загробным миром (Конь // Славянская мифология. М., 1995. С. 228-229).

«Подсолнечное царство на огромных евразийских пространствах.» Лидия Грот,
кандидат исторических наук.

Благородных животных рядом со своими хозяевами хоронили в полной боевой амуниции.


Фото: Наталья ФЕДОРЕНКО

На богато оформленных уздечках скакунов выгравированы причудливые узоры.

До недавнего времени изучать быт и уклад жизни селившихся на территории современной Кубани древних народов местные археологи могли только по курганным могильникам (в них погребали исключительно представителей знати) и остаткам поселений. Обнаруженный же недалеко от Новороссийска погост не похож ни на один ранее исследованный объект. Не исключено, что это первый найденный в России грунтовый могильник эпохи ранней бронзы (в нем, в отличие от курганов, хоронили рядовых воинов и земледельцев). Еще одним сюрпризом для ученых при раскопках доисторического кладбища стал целый табун лошадей. Скакуны пролежали в земле более четырех тысяч лет на глубине всего в один метр!

Пока мы нашли останки 20 животных, - рассказал «Комсомолке» заведующий отделом археологии Новороссийского исторического музея-заповедника Александр Шишлов. - В соответствии с погребальным обрядом того времени, животных хоронили рядом с прахом их хозяев. От всадников, правда, ничего уже не осталось, а вот хорошо сохранившиеся останки коней представляют собой весьма любопытный объект для исследований.

Забивали лошадей в полной боевой амуниции. Практически в неизменном виде до наших дней дошли бронзовые уздечки. Все они украшены богатым орнаментом с причудливыми узорами. Среди находок в обнаруженном чуть западнее в станице Натухаевской могильнике - сабли и наконечники стрел.

Информации о найденном в окрестностях города-героя захоронении эпохи ранней бронзы пока еще нет ни в одном справочнике. На уникальный памятник археологии исследователи наткнулись в районе прохождения ветки газопровода «Южный поток».

Площадь могильника составляет около шести тысяч квадратных метров, - добавляет Александр. - Артефакты позволят еще лучше узнать о жизни наших с вами предков.

PS у каждого скифского кургана археологи находят захоронение коня вместе с конюхом. Это визитная карточка скифских погребений знатных князей.

Скифы, как мы узнаем из их собственного гордого и дерзкого ответа на язвительные замечания Дария, ценили места захоронений своих предков выше всего, поклоняясь им со страстью, которая, возможно, увеличивалась из-за отсутствия у них храмов и святых мест. Для них церемония захоронения была чрезвычайно таинственным и величественным ритуалом, но она также была и исключительно дорогим делом, учитывая не только физические затраты, материальные ресурсы и бытовые предметы, но прежде всего человеческую жизнь. Потери лошадей были особенно велики. Недавние открытия показывают, что от лошадей с дефектами ног иногда избавлялись в Венгрии, и часть тех, что были похоронены в алтайских могилах, страдала от таких же дефектов. Но много лошадей, найденных в Пазырыке, были в отличном состоянии в момент своей смерти. Что касается юга России, то данные по этому вопросу отсутствуют, но число лошадей, убитых во время похорон важных персон на Кубани, было огромным. Там цифры достигали десятков и сотен голов, а самая большая зарегистрированная цифра относится к захоронению в Ульском, где было похоронено около четырехсот лошадей .
...
В могиле также был найден большой бронзовый котел высотой три фута, по краю которого выстроились в ряд шесть великолепно выполненных козлов, которые служили его ручками. Здесь же находился и бронзовый котел меньших размеров, много мелких предметов из золота, большая, украшенная орнаментом золотая пластина, которая когда-то была сорвана с царского колчана, пять великолепных мечей и множество черепков изящной греческой керамики. Снаружи погребальной камеры, но в том же самом кургане, лежали десять лошадей в полной сбруе. Сбруя пяти лошадей была украшена золотом, а снаряжение остальных — серебром .

фрагменты конской упряжи и ритуальные предметы эпохи скифов


скиф на коне, Алтай

Половецкий всадник - фрагменты украшений и оружия, внизу реконструкция захоронения боевого коня

Из темы о конской упряжи

В 1927 г. Руденко и Грязное сумели осмотреть еще одну группу могил, во многом похожих на эту. Они были расположены в Шибе вблизи реки Урсуль. Самый большой из этих курганов напоминал пазырыкские захоронения. Он имел около 130 футов в диаметре, но опять высота каменной насыпи была всего лишь около 6 футов, а погребальная камера находилась приблизительно на глубине 21 фута. Это была могила старика. Его тело покоилось в деревянном гробу, рядом с которым лежало тело мальчика. В северной части могилы были помещены тела четырнадцати лошадей , но это захоронение было разграблено в древности, и в нем осталось мало ценного. В 1934 г. Киселев раскопал другой курган, принадлежавший к этой группе. Он хранил в себе тела старика монголоидного типа и женщины, обернутой в красный шелковый саван, отделанный золотыми бляшками. На ней была надета золотая диадема, а рядом с ней лежало зеркало и различные другие ценные предметы, которые имели сильное сходство с пазырыкскими находками. В 1950 г. было исследовано еще несколько захоронений, сильно напоминающих пазырыкские. Они находились в Басадаре, расположенном в этой же самой местности. В этом случае тело лежало в деревянном гробу, боковины которого были украшены резьбой, изображающей идущих в ряд слева направо четырех тигров. Они вновь появляются на крышке гроба вместе с двумя оленями, двумя кабанами и тремя горными козлами, переданными в более гибком стиле, чем те, что были найдены в Пазырыке. Шестнадцать лошадей были погребены в этой могиле , которая, несмотря на необычный вид гроба, вероятно, также принадлежала племени, схожему с тем, которое жило в Пазырыке.

Взнузданный и оседланный конь табунщика с чертомлыцкой вазы (IV в. до н.э.)
Чертомлыцкая ваза. Изображения стреноженной лошади. Ученые указывают на существование двух типов лошадей у скифов-саков: мелкие лошадки (130 см) - походу такая изображена на картинке, и вторая - верховые в основном яркорыжие (146-150 см).

Лошади обнаруживаются также и в Америке. Как они туда попали? Странный вопрос. Также, как и люди! По Беринговому мосту (перешейку Anian).

Первые люди обосновались на северо-восточной окраине Североамериканского континента в период между 22 и 16 тыс. лет назад. Новейшие генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что обитателям Аляски удалось проникнуть на юг и быстро заселить обе Америки около 15 тыс. лет назад, когда открылся проход в ледниковом щите, покрывавшем большую часть Северной Америки. Культура Кловис, внесшая заметный вклад в истребление американской мегафауны, зародилась около 13,1 тыс. лет назад, спустя почти два тысячелетия после заселения обеих Америк.

Как известно, первые люди проникли в Америку из Азии, воспользовавшись сухопутным мостом — Берингией, которая во времена оледенений соединяла Чукотку с Аляской. До недавнего времени считалось, что примерно 13,5 тыс. лет назад переселенцы впервые прошли по узкому коридору между ледниками в западной Канаде и очень быстро — всего за несколько веков — расселились по всему Новому Свету вплоть до южной оконечности Южной Америки. Вскоре они изобрели крайне эффективное охотничье оружие (культура Кловис; см. также Clovis culture) и перебили большую часть мегафауны (крупных животных) на обоих материках (см.: Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена).

Однако новые факты, полученные генетиками и археологами, показывают, что в действительности история заселения Америки была несколько более сложной. Рассмотрению этих фактов посвящена обзорная статья американских антропологов, опубликованная в журнале Science.

Кроме того, культ коня был распространен по всей Евразии. Например Стилизованные изображения коней служат охранными символами как в орнаменте, так и украшая навершия домов.

И какая же русская изба без конька? ;)


Северная изба

И завершу тему памятником литературы, дошедшим до нас через тысячелетия:

Пусть боевой конь принесёт нам прекрасных коров, прекрасных коней,

Детей мужского пола, а также богатство, кормящее всех!

Самый древний, подробно описанный ритуал жертвоприношения белого коня - это, пожалуй, ведическая Ашвамедха («Яджур-веда»). Коня вводили в магический круг, украшали и ублажали, затем отпускали на волю ровно на год, и никто не смел под страхом смертной казни остановить этого коня на его пути. Ровно через год коня закалывали всё в том же круге. Ритуал в целом довольно сложный, подробней о нём желающие могут прочитать в Википедии. В структуре обряда Ашвамедха ясно видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует\воспроизводит сам акт Творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев и иранцев, греков и славян, в Риме был схожий ритуал "октябрьского коня".

Ещё конь является воплощением бога Агни - бога Огня, посредника между двумя мирами, который сопровождает души умерших в поднебесье. В "Ригведе" само небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.
Ашвины ("обладающие конями" или "рожденные от коня") - божественные близнецы ведической мифологии, солярные божества. Они - "всезнающие", "божественные врачи" - помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, и... возвращают жизнь умершим.


Век лошади намного короче века человеческого, и рано или поздно каждая лошадь умирает
1. Часть первая, печальная, но светлая
Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.
История любви
До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.
История верности
Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.
Конские кладбища
Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом – лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.
2. Часть вторая, несентиментальная:
Корм для собак или аутодафе?
Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.
Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой – печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой – встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.
Тем не менее, лошади невечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, – обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.
Колбаса из любимца
Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей – спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.
Что ждет лошадь, обреченную на убой?
При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться – продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.
Где найти скотомогильник?
Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп – не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.
Самый старинный из них – скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.
Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») – захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты – копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» – источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.
Самый современный вариант
Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области – это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.
Как правильно поступить?
Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.
В Московской области владелец может обратиться на завод «Эколог» (позвонив по телефону 558-54-69). Но и в этом случае нужно будет произвести патологоанатомическое вскрытие и ряд лабораторных исследований, на основании которых решат, как утилизировать труп – переработать на мясокостную муку или сжечь, а останки захоронить. Завод «Эколог» имеет собственный транспорт для вывоза трупов животных, но за услуги по вывозу и утилизации трупа владельцу придется заплатить.
Что случится с лошадью после ее смерти – в конечном итоге это придется решать человеку – владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде – то есть, в конечном итоге, цивилизованным.

Лошадь уходит на пенсию

Был конь, да изъездился

Русская поговорка


Обычно лошадь может активно работать под седлом до двадцати лет. Потом начинаются возрастные проблемы со здоровьем. Работа сокращается до минимума. Если у вас кобыла, она может еще принести жеребенка, а племенной жеребец - поработать улучшателем.

Хотя ваш любимец и постарел, он все еще тот самый верный конь, друг, с которым вы столько прошли и испытали! Постарайтесь сделать его старость счастливой. Все, что ему теперь нужно - это покой, трава и солнце. Впрочем, многие старички продолжают работать - возить, например, детей, учить молодых всадников. Только работа это преимущественно шаговая.

Если у вас нет возможности или желания содержать еще один рот, ставший бесполезным, постарайтесь найти ему достойные кров и уход. Может быть, его возьмут в конский приют или примут в какое-нибудь хозяйство за умеренную плату. Редкий хозяин сдаст на мясо свою лошадь, если он ее любит. Впрочем, и такое встречается - тем более, что конина пользуется спросом.

Судьба спортивных лошадей тоже бывает трагичной. Сколько их, больше не годных ни в спорт, ни в разведение, закончили свою жизнь на мясокомбинате или в прокате, как олимпиец Ихор (под Кизимовым). Сами судите, насколько это справедливо: любой желающий может «забивать гвозди» на спине ветерана, «дергать веревочками» его нежный рот… Уберегите своего коня от такой участи, если вы испытываете к нему хоть каплю благодарности.

Лошадь может умереть не только от старости, но и в молодом возрасте. Что тогда делать с останками? Многие хозяева стараются вывезти умершего коня, где-то похоронить его, чтобы потом приходить к нему на могилу. Но вообще все это делается тайно. Официально похоронить лошадь стоит денег и нервов. Надо павшему коню отрезать ухо и отнести его на ветстанцию, чтобы получить заключение, что у него не было сибирской язвы.

В Люберцах есть специальный завод «Эколог» - для утилизации крупных животных. В газетах печатают объявления «Ветритуал». Позвонив, вы можете заказать кремацию лошади. Утилизация лошади стоит около двадцати тысяч рублей вместе с транспортировкой, если вы желаете получить урну с прахом. И гораздо дешевле, если ее сожгут вместе с другими павшими кошками, собаками - в общей топке.

"Нельзя хоронить животных в случайных местах, - говорит директор завода «Эколог» Александр Царегород-цев. - Органические продукты разложения могут попасть в воду, вызвать заражение людей. Сейчас даже скотомогильники запрещено устраивать. Павших животных мы или сжигаем, или перерабатываем в костную муку».

В 2004 году на завод было доставлено пять умерших лошадей. Умирают они в основном от старости. Но среди этих пяти была одна, погибшая от разрыва сердца.

На самом деле в Москве и области ежегодно погибает гораздо больше лошадей. Куда девают трупы? Хоронят (хотя это и запрещено) и продают на корм собакам, если мясо не заразно.

В случае, если вы все-таки хотите похоронить свою лошадь, закопайте ее не целиком, а только голову. По традиции хоронят голову и сердце выдающихся лошадей. И лишь самые лучшие удостаиваются чести быть похороненными в полный рост.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи