Спорт для всей семьи

Логоритмика 4

Овощи

Оборудование: овощи, 2 кастрюли и фишки

1) движение под музыку

1. “Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. Приставной шаг

3. Легкий бег

4. игра на внимание«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

2) дыхательные упражнения

    Собираем овощи

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. (4 вдоха)

3) гимнастика

4) Упр. на релаксацию

Горох” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в горох. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Осень-растение завяло- упали на пол

5) арт. гимнастика,

упр. на мелкую моторику «заяц-колечко-цепочка»

6)скороговорка « овощи тащи – будут щи»

7) Пение песни

8) отгадывание загадок: отхлопать слоговую структуру слова. Какой предмет? Кто больше назовет признаков.

    За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

Ответ (Морковь)

    Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я...

Ответ (капуста)

    И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом...

Ответ (картошка)

    Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!"

Ответ (Картошка)

    Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а...

Ответ (лук)

    Щёки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

Ответ (Редиска)

    Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Ответ (Помидоры)

    На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный.

Ответ (Огурец)

9) Игра:Свари суп и компот

Дети делятся на две команды. Одна команда будет "варить" суп (называть овощи), а другая - "компот" (называть фрукты). Говорят по очереди.

10) Зайцы и морковка

На земле прочерчивают круг диаметром 8-10 метров. В круг кладут 10 морковок или любых других предметов. Круг - это "огород". Выбирается огородное "Пугало", которое будет ловить зайцев. Под музыку зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а Пугало ловить зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но Пугалу разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга их ловить

«В огород мы пойдем и морковку соберём»

Логоритмическое занятие в старшей группе

Тема: «Урожай у нас неплох».

Задачи:

1. Уточнить знания и представления детей об овощах.

2. Расширить словарь по теме: “Овощи”.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

4. Познакомить детей со словами-признаками.

5. Упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании существительных с числительными.

6. Закрепить навыки звукового анализа слов.

7. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

8. Развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно -

образного мышления;

9. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: демонстрационный материал – предметные картинки с изображением овощей; маски овощей; конверт с письмом; изображение синьора Помидора; Чиполино.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем.

(Дети под марш входят в зал.)

Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

По дороге золочёной

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам и ребятам –

Всем подарки принесла.

Ходьба с маршировкой

Плавно идёт капуста.

Шаг с носка

Важно шагает помидор.

Шаг на всей стопе

Осторожно идёт редиска.

Ходьба на носках

Легко бежит горошек.

Лёгкий бег на носках

Не спеша вышагивает редька.

Ходьба на пятках

Вприскочку спешит морковка.

Подскоки

Маршируют молодцы-огурцы.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

Шаг марша

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением в «струнку»

Поспевают помидоры,

Руки на пояс, «напыжиться».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, согнуть руки в локтях.

Греются на солнышке

Поднять лицо и руки вверх, потянуться к солнцу.


Вы догадались, где мы с вами оказались? Правильно в огороде! Что же растёт в огороде? Огород наш не простой, а сказочный!

Раз, два, три-вокруг себя повернись

И в овощ превратись

А теперь, ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей,

присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена

росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.)

- Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте

напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения.

Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище.

Опуститесь на пол.

Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли

замечательные овощи.

Изобразите овощи: помидор, капусту. (Дети показывают артикуляци-

онное упражнение “Толстячки”.)

Теперь покажите морковь и огурец. (Дети показывают артикуляционное

упражнение “Худышки”.)

Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено овощам. К нам

пришло письмо.

II. Основная часть

1).Логопед достает из конверта изображение синьора Помидора (показывает детям) и читает его послание:

Я – синьор Помидор,
Красен я и пышен,
С каждым часом я расту,
Нахожусь я на посту.

Я – холенный помидор,
С кожею атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!

Захватил я Чиполино
И доволен буду,
Что ребята целый год
Останутся без лука!

Логопед: Ребята! Наш любимый, очень полезный овощ – лучок Чиполино, захватил в заложники злой, толстый синьор Помидор. Давайте, поможем бедному Чиполино вернуться к овощам.

Дети: Давайте!

2) Упражнение на развитие слухового внимания.

Логопед: Для этого вы должны выполнить все задания синьора Помидора. Он просит вспомнить, какие овощи вы знаете.

– Я буду называть много разных слов, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название овощей:

картошка, лук, виноград , машина, свекла, книга, тыква, лист, перец, баклажан, морковь, пальто, репа, стул, редис, капуста, персик, цветок, кабачок, огурец.

Логопед: – Молодцы, справились с заданием!

3) Упражнение на развитие логического мышления, памяти.

Логопед: – А теперь сядет за стул тот, кто ответит на вопрос Синьора Помидора полным предложением:

– Какой твой любимый овощ?

– Про какой овощ можно сказать “синий”?

– Какой овощ ставят снежной бабе вместо носа?

– Какой овощ растет на кустике, а не в самой земле?

– Какой овощ заставляет плакать человека?

– Какого цвета помидор?

Какой овощ выкапывают?

У какого овоща есть кочерыжка?

Какой овощ тянули дед, баба и даже мышка?

У какого овоща едят и вершки и корешки?

(Дети садятся на стулья.)

Логопед: – Синьор Помидор предлагает нам поиграть в игру “Магазин овощей” , а помогут нам вот эти картинки на наборном полотне. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”.

Например: “Я хочу купить оранжевую, длинную, вкусную, сочную, хрустящую морковку.” (ребёнок получает маску с изображение овоща )

Логопед: Молодцы, хорошо справились с этим заданием!

Синьор Помидор просит нас сравнить
по вкусу : лук и помидор (Лук горький, а помидор кисло-сладкий.) ;
по цвету : репу и огурец;
по форме : кабачок и морковь;
по размеру : редис и капусту.


– И с этим заданием вы замечательно справились!

4). Детская песня «Урожайная » , Филиппенко, слова Т.

Волгиной

5 ). Физминутка «Урожай».

Синьор Помидор спрашивает, а знаете ли вы, как собирают овощи?

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

(Н. Нищева)

6) Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Логопед : Овощи, конечно, можно собрать самим в огороде, а можно и купить в магазине.

Логопед: А знаете ли вы, какие вкусные блюда можно приготовить из овощей? Как готовят овощи? (варят, тушат, солят, жарят..)

Логопед: – Синьор Помидор предлагает нам рассказать какой замечательный суп готовят хорошие хозяйки:

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками .

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

7) Игра «Повар»(поиск соответствующего понятия).

Логопед предлагает детям в масках овощей пройти в центр зала и встать в круг, имитируя «кастрюлю».

Давайте вспомним, какие овощи мы положили в овощной суп:

Я положу в суп….. и т. д.

Дети в масках названных овощей поочерёдно выходят в центр (картошки, капусты, морковки, гороха, петрушки и свёклы).

Назовите, в каком порядке мы положили овощи?

8). Артикуляционные упражнения.

1.Упражнение «Подуем на горячий борщ». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2.Упражнение «Киска лакает борщ». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

3.Упражнение «Вкусный борщ» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широ­кой передней части языка). Широ­ким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая дви­жение языком справа налево.

9). Упражнение «Доскажи словечко»

И последнее задание от синьора Помидора: нужно договорить последнее

словечко в чистоговорках:

Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке … (баклажан).
Син-син-син, мы делили …(апельсин).

– Ребята, что лишнее: помидор, огурец, баклажан, апельсин?

Дети: Апельсин.

Логопед: Почему?

Дети: Апельсин – это фрукт, а помидор, огурец и баклажан – это овощи.

III. Итог занятия .

Логопед дает оценку деятельности детей.

Ребята, вы порадовали меня своими знаниями. А самое главное к нам вернулся наш лучок – Чиполино, которого вы освободили от злого синьора Помидора своими ответами. (Логопед показывает Чиполино).

Март 9th 2010 -

САД. ФРУКТЫ .

1. Приветствие. Начало.

По залу развешены плоскостные картонные макеты веток, фруктовых деревьев с плодами. Используется кукла Ванюша.

Педагог.
Вот стоит чудесный сад:
Сливы, вишни, виноград,
Яблоки и груши
Для нашего Ванюши.
(В. Кныш)

- Как можно назвать такой сад? (Ответ: фруктовый).

2. Упражнение «Тише дуй, ветерок» (на координацию речи с движением)

Педагог. Вдруг поднялся сильный ветер.

Успокоим его, дети?

Тише дуй, ветерок.

Тише дуй на наш садок.

(Погрозить указательным пальцем правой, затем левой руки)

Сами садик мы садили,

Сами поливали, (Имитация движений копания и полива)

Стерегли, (Ладонь с сомкнутыми пальцами приставить ребром ко лбу)

Берегли. (Обнять себя за плечи руками)

3. Ритмическая разминка

Педагог. Поднимая выше ножки,

Пошагаем по дорожке. (Ходьба по кругу с высоким подниманием коленей)

Видим мы - в саду живет

Очень маленький народ:

Бегают мурашечки, (Бег на носках)

Ползают букашечки, (Ходьба в полуприсяде)

Птички летают, (Бег на носках, руки в стороны)

Бабочки порхают. (Медленный бег на носках, взмахи руками в стороны)

Кузнечики: скок-прыг-скок. (Прыжки с продвижением вперед по кругу под музыку) Гусеницы: топ-топ-топ. (Топающий шаг)

4. Упражнение «Озорные листья» (на развитие слухового внимания, чувства темпа)

Педагог. Ветер с деревьев листочки срывает,

Листья то кружатся, то отдыхают. Под быструю музыку дети кружатся, передвигаются по залу (листочки летают»), под медленную - приседают («отдыхают»).

5. Игра «Корни, ствол, ветки» (на развитие слухового и двигательного внимания)

Игра проводится под звучание русской народной песни «Как под яблонъкой».

Педагог. Какие части дерева вы знаете? (Ответ: корни, ствол, ветки.)

На каждую команду педагога дети выполняют определенное движение:

«ствол» - стоя прижимают руки к туловищу,

«корни» - приседают,

«ветки» - стоя разводят руки в стороны.

6.Упражнение «Компот для Ванюши» (на развитие мелкой моторики)

Упражнение выполняется под мелодию русской народной припевки «Ворон».

Исходное положение: дети сидят на стульях.

Педагог. Ребята, мы совсем забыли про Ванюшу. Давайте сва­рим для него компот.

Хором. Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много.

Вот: (Левая ладонь «ковшиком», указательным пальцем правой руки «помешивать компот» в «ковшике»)

Будем яблоки крошить,

Будем ананас рубить,

Отожмем лимонный сок.

Слив положим мы в компот.

Бросим и кусочек груши

Для сластены для Ванюши.

(По Н. Пищевой)

На название каждого фрукта дети должны загибать в кулак по одному пальцу, начиная с большого.

7.Пение. (с одновременным отхлопыванием слоговых рядов)

Хором. От-от-от-от,

Вкусным вышел наш компот.

Ок-ок-ок-ок,

Режем яблоки в пирог.

Ать-ать-ать-ать,

Будем Ваню угощать.

8. Мимическая и артикуляционная гимнастика

Педагог. Угостили Ваню, а теперь угостимся сами.

Выполняются упражнения «Кислый лимон» (сморщиться, как будто попробовал и лимон), «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт).

9.Музыкальная минутка .

Звучит мелодия песни «Яблонька» (слова и музыка Г. Вихарей). Педагог предлагает детям определить характер, громкость мелодии.

Педагог. Какой вы представляете себе яблоньку?

10.Игра «Хоровод»

Дети становятся в круг и берутся за руки.

Педагог. Нынче праздник в огороде,

В огороде и в саду.

Пляшут фрукты в хороводе,

Напевая на ходу.

Под музыку дети идут по кругу и поют:

Вместе в сад мы пойдем,

Много яблок наберем.

Дети останавливаются, отхлопывают:

Педагог. Дети, яблоки какие?

Большие... (Растянуть круг) и маленькие. (Сузить круг)

Игра продолжается с называнием других фруктов и ягод (гру­ши, сливы, вишни).

11. Релаксация

Звучит мелодия «Воскресное утро» Т. Гомез (аудио сборник «Воскресное утро»). Дети с закрытыми глазами лежат на ковре, затем не спеша встают и «прощаются» с Ванюшей.

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет


    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

Прокопьевский дом ребенка специализированный

«Планета детства»

Методическая разработка на тему:

«Логоритмика как важная составляющая часть коррекционно-развивающей работы в доме ребенка»

СКАЧАТЬ (с фото)

Логопед Аксенова Инна Викторовна

Город Прокопьевск - 2017

Вводная часть

Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Логопедия-раздел дефектологии, занимающаяся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами и коррекционно-воспитательными мероприятиями, так и медицинскими средствами воздействия. А также нетрадиционными видами терапии, например, с помощью музыки и движения. В науке даже имеется термин - кинезотерапия (лечение движением). Принципы кинезотерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.

Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.

В настоящее время логоритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до общего недоразвития речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикания (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалии (отсутствие речи).

Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, страдают психомоторные функции: внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук. Нарушение зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, ребенок долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; определить, где правая, а где левая рука). Нарушение произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данное в словесной форме, приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.
Очень важно отметить, что дети, имеющие речевые нарушения, зачастую отличаются рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях, они очень быстро утомляются, начинают
отвлекаться, и как следствие перестают воспринимать информацию. Они возбудимы, двигательно расторможены или наоборот вялые и апатичные. С этим связана эмоциональная неустойчивость, частые смены настроения, капризности и плаксивости.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка сосредоточение, что в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной, интересной и разнообразной форме развивать у детей общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность силу голоса. Отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели - расширение словаря детей, отработка лексических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, только разница в том, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально - двигательными упражнениями.

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию детей, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, прививает любовь к прекрасному, помогает развивать художественный вкус.

Направления логоритмической работы

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое - развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы построения логоритмических занятий в доме ребенка:
занятия логоритмикой для детей раннего возраста, имеющих речевые нарушения, проводятся два раза в неделю. Длительность занятия варьируется от 20 до 40 минут. Количество детей на занятии от 6 до 9 человек. Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Разминка включает в себя различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьба спокойная, энергичная, маршировка, подскоки, легкий бег и сменой движений.
2.Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3.Заключительная часть завершается упражнением на восстановление дыхания, релаксацию. Кроме того, она предполагает подведение итогов занятия. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счет или словесно-стихотворное сопровождение. Успешность работы по данному направлению заключается в ощущении радости, полученной ребенком на занятии.

Исследователи М.М. Кольцова, Г.А. Волкова, В.М. Бехтерев доказали: «… чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.

Для детей дома ребенка нами были разработаны специальные занятия по логопедической ритмике, которые имеют положительные результаты в реабилитационной работе.

Конспект занятия « Осенняя ярмарка»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    Формирование представлений об овощах и фруктах, их виде, их вкусовых качествах, места их произрастания. Уточнение и расширение словаря по теме « Овощи и фрукты», развитие лексико-грамматического строя речи, формирование обобщающих понятий «овощи», «фрукты».
  • Коррекционно-развивающие:
    Активизация речевой деятельности детей, совершенствование диалогической речи, развитие общей моторики, чувства темпа и ритма; развитие мелкой моторики рук; развитие речевого и физиологического дыхания; закрепление навыка дыхания в движении; развитие мимики лица; развитие громкости, высоты голоса и интонации; развитие слухового внимания и памяти.
  • Коррекционно-воспитательные:
    Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и детьми; развитие доброжелательности, воспитанности, эмоциональной отзывчивости. Привитие навыка любви к родной природе. Формирование эстетического вкуса.

Оборудование:

Костюм осени, муляжи и натуральные овощи, и фрукты; 2 корзинки, шишки-ежики, оборудование для игры.

Ход занятия
1. Организационный момент

Упражнение для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма

По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла. (ходьба с маршировкой)
Плавно идет капуста (шаг с носка)
Важно шагает помидор (шаг на всей стопе)
Осторожно идет редиска (ходьба на носках)
Не спеша вышагивает редька (ходьба на пятках)
Вприскочку спешит морковка (подскоки)
Маршируют огурцы-молодцы (шаг марша)
В огороде за забором (руки к груди и «стрункой» с небольшим напряжением их вытянуть в стороны)
Поспевают помидоры (руки на пояс, «напыжиться»)
Держатся за колышки, (Сжать кулаки, согнуть руки в локтях)
Греются на солнышке (поднять лицо и руки вверх, потянуться к солнышку).

2. Основная часть
Логопед
: Пожелтели, покраснели на деревьях листья.
В теплые края спешат, улетают птицы.
И на небе голубом выступила просинь,
Потому что наступила за окошком (осень).

Правильно, ребята, к нам пришла осень. Очень красивая, чудесная и щедрая пора. Все люди спешат убрать урожай с полей, садов и огородов. Очень много вкусных даров принесла нам осень.

Развитие мелкой моторики рук (всем детям раздаются шишки и под музыку Ю. Михайленко «Осень» катают в ладошках шишки-ежики).
1. Осень славная пора,
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Все поспело для ребят.
Фрукты сладкие, как мед,
Будет на зиму компот.
И варенье, и желе,
В каждом доме на столе.
2. Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем.

1. Развитие носового и ротового дыхания, артикуляционной моторики
*Вдох и выдох через нос

*Вдох и выдох через рот

*Вдох через рот-выдох через нос

*Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями

2. Закрепление навыка дыхания в движении

Упр. «Тряпичная кукла» (вдох-руки вверх, выдох-расслабленные руки и верхняя часть тела вниз, влево, вправо).

Упр. «Дровосек» (вдох - руки вверх в замке, выдох - напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз).

Упр. «Насос» (руки опущены ладошками вверх. На вдохе руки подтягиваются к подмышкам, на выдохе руки опускаются ладошками вниз)

Упр. «Цветок» (ноги вместе, на вдохе расслабленные руки медленно поднимаются вверх, растягивая все тело, не отрывая пятки. На выдохе медленно опускаем руки, сгибаемся в поясе.

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь, когда мы очень хорошо потренировали свое дыхание, давайте закроем глаза, послушаем музыку и представим себе, что же бывает осенью, когда дует сильный ветер. Что происходит с листьями деревьев. (звучит музыка листопада)

Так, что же происходит с листьями деревьев? Правильно, они облетают. А такое явление называется - листопад. Вставайте со стульчиков, давайте повторим стихотворение о листопаде (с движениями).

Листопад, листопад

Листья кружатся, летят (дети кружатся)

Тихо падают на землю (приседают)

И шуршат, шуршат, шуршат!(трут ладошка об ладошку)

А сейчас мы сами устроим листопад. Вы положите себе на ладошку листочек и хорошо подуете на него, а он взлетит с ладошки и закружится в воздухе. Только нужно дуть сильно и долго.

(под музыку листопада дети дуют на листья)

Логопед: Молодцы! У нас получился самый настоящий листопад. Но мы же свами не забыли, что осень не только красивая, но еще и очень щедрая. И в нашу корзинку она положила богатый урожай овощей и фруктов. Я буду вам их показывать, а вы мне назовете их, скажете, что это и где они растут. Хорошо? (помидор, лук, огурец, яблоко, картошка, лимон, чеснок, морковка, груша, перец, виноград, тыква)

А хотите попробовать на вкус овощи и фрукты? Но при этом, вы мне мимикой лица покажите, какие же они на вкус.

3. Развитие мимической мускулатуры

(пробуем на вкус яблоко, лук, груша, лимон, огурец, виноград, чеснок, перец)

Ну, что вкусные дары осень принесла нам в своей корзинке?
Ребята, а вы знаете, что в осеннем лесу можно услышать много разных звуков. Это и звук ветра, и звук деревьев, и звуки листопада. Они то громко звучат, то тихо. А давайте сейчас немного попоем, поиграем в игру музыкальная лесенка.

4. Развитие громкости, высоты голоса и интонации

(встали со стульчиков ровно, спина прямая)

Логопед:

Мы по лесенке шагаем,

звуки дружно припеваем

а-а-а-А-А-А-а-а-а
о-о-о-О-О-О-о-о-о
у-у-у-У-У-У-у-у-у

5. Сочетание ритма и речи

Мы грибы нашли в лесу ай-ай-ай,

Увидали мы осу ой-ой-ой,

Улетай оса скорей эй-эй-эй.

Пока гоняли мы осу су-су-су,

Заблудились мы в лесу су-су-су,

Громко крикнули АУУУУУУ!

Вот молодцы! Садитесь. А я вам прочту стихотворение о дарах осени. Вы внимательно слушайте, чтоб потом ответить на мои вопросы.

6. Развитие слухового внимания

Овощи на грядках играют с нами в прятки:

Вот тяжелый кабачок лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела, от росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись и на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец под листочки вдруг залез.

Ровненько на грядке вновь под землей растет морковь.

А коль по саду мы пройдем - фрукты спелые найдем.

Вот под яблоней ковром яблоки лежат кругом.

К груше спелой подойдем - желтые плоды сорвем.

Спелых слив еще нарвем, винограду наберем.

Дары осени нужно любить, чтоб здоровье свое сохранить!

Логопед: О каких овощах и фруктах говорится в стихотворении? Где растут овощи? Где растут фрукты?

Очень хорошо, а теперь закрепим наши знания о произрастании даров осени на деле. Поиграем в игру « Каждому плоду - свое место» (тыква, виноград, картошка, груша, яблоко, морковь, чеснок).

7. Подвижная игра «Каждому плоду - свое место»

Логопед: Ребята, осень золотая пора! Очень нежная и красивая. И мелодии осени тоже очень красивые. Я попробую стать осенью. Закройте крепко глаза и не подглядывайте, на счет раз-два-три открывайте глаза. Раз-два-три я приглашаю вас в осенний хоровод.

(хоровод под песню «Осень очень хороша…»)

Спасибо, мои хорошие. Мне было очень приятно под красивую музыку осени с вами танцевать. А теперь сядем на коленки, опустим головы вниз.

8. Упражнение на релаксацию под расслабляющую музыку

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая.

Замедляются движенья,

Исчезает напряженье,

И становится понятно

Расслабление приятно.

Мышцы не напряжены,

А все-все расслаблены.

Логопед: Спасибо, ребята за занятие. Вы молодцы, а эта корзинка с овощами и фруктами вам в подарок от осени.

Заключение

Благодаря систематическому использованию комплексных логоритмических занятий, дети дома ребенка успешнее овладевают активной речью. Они эмоционально раскрепощены, принимают активное участие в праздничных мероприятиях и концертах: рассказывают стихи, поют песни, инсценируют сказочные представления. Успешнее проходит адаптация детей дома ребенка к жизни в социуме.

Список литературы

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением; СПб, 1999.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. - М., 1997.
  4. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. - СПб, 1997.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., Просвещение, 1979.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика для школьников в играх и упражнениях. СПб, 2009.
  7. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М., 2009.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи