Спорт для всей семьи

Однажды, когда я отправился в отпуск, друг пригласил меня сгонять на охоту. Я согласился, т.к. любил и охотиться и рыбачить, ведь там речка еще была. Договорились встретиться в деревне у матери друга. Я собрал вещи и приехал в деревню (у меня мотоцикл с коляской). Друга я застал за прочисткой ружья. Он прихлебывал из бутылки сорокоградусной и пел незамысловатый мотив. Увидев меня, помахал рукой и сказал, что ему встретилась какая-то бабка и посоветовала не ездить на охоту.
– Не надо, милок, – говорит, – неудачное время ты выбрал.
Мы поржали, добрали снаряжение и отправились в путь.
Прошло около пяти часов, прежде чем мы напали на след крупного оленя. Друг (Саша) поехал на своем мотоцикле в одну сторону, а я в другую (окружали). И вот через некоторое время я потерял из виду и мото друга и гонимого оленя. Проехал еще немного, слегка сбросил скорость и вдруг заглох. Погасла фара, остался мрак. Я прислушался. Рева движка Ссани не было слышно. Черт!
Я предпринял не меньше пятнадцати попыток завести технику и все безрезультатны. Странно, бак полон, других повреждений не найдено. И тут раздался стон, скрипящий такой, с придыханием. Я поднял голову. Ничего, только деревья вокруг. Да и еще под ногами хлюпало: заехал на окраину болота.
Стон повторился, теперь уже недалеко, метрах в тридцати. Саней это быть не могло по определению.
И тут я увидел слабо светящийся силуэт. Судя по очертаниям это была девушка.
Я испугался до одури. Силуэт приближался. Призрак не переставлял ноги, он просто плыл на меня по воздуху…
Ружье…
Спуск курка…
Не вышло…
Ммать, в чем дело?!
Забыл взвести!
Взвел…
Прицелился…
К тому времени призрак сократил дистанцию до 10 м…
Выстрел. Дуплетом.
Силуэт остановился и… Быстро ушел под землю.
В ту же секунду мотоцикл взревел движком и загоревшаяся фара отхватила добрую половину большого болота.
А я? Я шмякнулся на пятую точку, ружье, упало на колени.
Так просидел минут десять, может больше. Встал, поднял ружье, перезарядил. Пока перезаряжал, красные цилиндрики зарядов так и норовили выпасть из дрожащих рук. Но ничего, справился. Сел на мотоцикл, поехал искать Саньку. Искал до утра. Утром приехал в деревню, попутно умудрившись шлепнуть маленького кабанчика. В деревне Саня спал пьяный мертвым сном в своем мотоцикле, в коляске валялся застреленный олень, оттуда же торчало разряженное ружье.
Решения он принимал на пьяную голову. Вот и решил, что я сам доберусь до дому и искать меня не надо.
Я разбудил его. Саня осоловело посмотрел на меня и сказал:
– Ты не представляешь, что я вчера на охоте спьяну увидел!
– Что же?
– Прикинь, еду, еду, веду оленя. Ну довел, прицелился, сбил. Остановился, начал паковать. И тут какая-то девка призрачная на меня идет! Ну, я тогда испугался и с двух стволов в нее! Она и пропала.
– Мда, – сказал я, закуривая. – Только тебе, чувак, это не показалось. Я тоже такую девку шлепнул. У тебя мотик заглох?
– Кстати да! Прям перед ее появлением! И как только выстрелил, сразу включился мой харлей…
Я нашел бабку, которая предупреждала Саню об этой опасности. Она рассказала, что немало народу полегло в том болоте и именно в тот день, когда они начинают в виде привидений бродить по лесу, мы и затеяли охоту.
– Вам, милок, – говорит – страшно повезло, призраки енти и порвать могли бы!
Разлюбил я после этого охоту, продал ружье и ударился в рыбалку…

Нам продолжают поступать истории о необычных явлениях от наших читателей. Вы также можете прислать свою историю через и она будет опубликована на сайте.

Случилось это в 1993 году. Жил я тогда в Приморском крае в городе Артёме. Часто ездил на охоту к своему другу в с.Ясное (приморцы его хорошо знают).

Назову друга Александр. Его работа была связана с лесом, поэтому в лесу он не незваный гость, а желанный друг. Дело произошло в Пашкеевской пади . Эти места мне неплохо знакомы.

Приехав к Александру в гости, я его не застал, но была записка "Приходи в зимушку". Изба-зимовье была построена Александром на берегу ручья. Рядом пройдёшь, не увидишь. Сделано так потому, что есть ещё среди охотников дрянные людишки. Придут, напьются, всё переломают, а то и избу спалят. Вот и приходится прятать зимовья так, чтобы чужому глазу не бросались в глаза.

Это вступление. Теперь сам рассказ.

Время было часа 2 дня, может больше. Дорога знакомая. Прочитал записку, я закинул рюкзак и пошёл. Со мной в то время была собака. Замечательный кобель, имел массу дипломов по кабану, оленю, медведю. Зверовой пёс в общем. На пушнину он и внимания не обращал. Да она мне и без надобности была.

Все охотники, будем смотреть правде в глаза, немного браконьеры. В этом нам помогает государство. Но браконьер от браконьера рознь. Если ты стрельнул косулю или кабана и с этим ушёл, это нормально, а вот когда берут одну лицензию, а выщёлкивают несколько десятков, пользуясь слабостью работы егерей или их благословлением и такое не редкость), это и есть браконьеры.

В общем выдвинулся я к зимовью. Как уж так получилось, не знаю, но хоженая не один десяток раз дорога закрутила меня. В пути застал вечер. Не стал я по сумеркам искать выход, а решил переночевать у костерка. В сентябре в Приморье ещё тепло даже ночью.

Набрал сухостоя, развёл костёр. Место выбрал у заваленной кедрины. А что? Выворот мощный и спина прикрыта, а спереди костёр. Собака рядом и ружьё. Какой сумасшедший зверь сунется? Да и собака предупредит заранее. В котелке согрел чаю, благо ручеёк недалеко был. Нарезал хлеба, колбасы. Перекусил. Думаю и поспать надо.

Только ночью в лесу какой толком сон? Так, видимость. Может и посмеются этакие охотники-профи. Но когда вас 2-3 человека, сон безмятежен и крепок. А вот когда один, хоть есть и собака и ружьё, особо не заснёшь.Так, дремота с провалами в сон. К каждому шороху ночного леса прислушиваешься непроизвольно.

В общем отужинали мы с псом. Он свернулся калачиком справа от меня, да и я стал задрёмывать. Вдруг слышу листва шелестит и не как при ходе зверя, а как человек идёт. Охотники знают, шаги различимы и очень. И вот к костру выходит дед. Высокого роста, чёрный или тёмно-зелёный плащ до пят почти (не приглядывался). Поразила его борода, даже при свете костра видно было, что она белая как снег и длинные, почти до плеч волосы. Шапки на нём не было.

Любому человеку ночью в лесу рад, и я обрадовался, а не подумал откуда ночью здесь человек, да без ружья. Но встал и пригласил его к костру. В котелке было ещё чая наполовину. Колбаса была, хлеб. В рюкзаке запасная пластиковая кружка и ложка (всегда с собой ношу на всякий случай. Не тяжесть, а всегда пригодится). Присаживайся, говорю, дед. Вон чайку попей. Колбасы, хлеба.

Дед присел на небольшую валежинку которая была слева от меня. Упала она вместе с кедром. Вернее падая он вывернул и её корни. Благодарствую, говорит. Вот только вашу еду на дух не переношу, а чай попью и за хлебушек благодарю. Налил я ему ещё горячего чая (котелок стоял возле огня и не остыл). Дал хлеба, сахара. Дед сахар в кружку не стал класть, вприкуску ел, шумно так прихлёбывая чай и откусывая кусочки хлеба от ломтя.

Я его спрашиваю:Что по ночам бродишь? Он: Да я здесь недалече живу и тебя с твоим другом примечал здесь не раз.Ты-то приходящий, а он у меня частый гость. Вся эта беседа меня совсем не настораживала. Ни его манера говорить, ни то, что он нас знает и живёт где-то рядом. Потом я уже соображал - а собака-то моя спит и ухом не ведёт. Как и нет никого.

Попил значит дед чаю и говорит: Ну я пойду. Я ему: Так темень, оставайся у костра, а рассветёт и пойдёшь. Он: Это тебе рассвета ждать, а я тут каждый куст знаю. Все тропки исхожены. Ты вот что парень. Спи давай. Сил набирайся, а вот завтра поутру на тропу выйдешь и к избе шустро придёшь. Сходите в ложбинку от пади влево, твой друг знает её. Ты наверх уйди, а он снизу по кустам пошебуршит, вот пару косуль и стрельнёте. Ведь вам много не надо. Не хапужничаете вроде.

Встал и пошёл. Не помню как я уснул. Да уснул так, будто дома в кровати за кирпичными стенами. Утром проснулся. Бодрый, выспавшийся. Пёс хвостом виляет. Поразило меня только то, что кружка, с какой дед пил, стоит на валежине и куском бересты прикрыта. А чай в ней горячий и рядом на другой полоске коры лежит горбушка хлеба. Не моего-городского, белого, а от каравая чёрного и солью посыпана.

Главное, что чай не мог быть горячим, костерок небольшой был. Прогорел до утра. Да и в котелке чая на донышке и остывший. Я почему-то всё это позже анализировать начал, а тогда чай попил, хлеб съел и пошли мы с собакой, да сразу и на тропу вышли. Мы похоже возле неё и ночевали.

Пришёл к зимовью. Про деда сначала, с порога, не стал рассказывать. Не знаю почему. Сразу Александру сказал: Пошли за косулями. Здесь рядом. Он:Откуда им здесь взяться. Здесь их и не было никогда. Ну уговорил я его. И не он, а я его повёл к ложбинке, будто сам это место прекрасно знаю.

Подошли. Как дед говорил, я Александру сказал. Давай, я здесь (почему именно с этого места, не знаю) поднимусь, минут через 20 ты наискосок иди. Охотники знают, что зверь всегда в гору бежит. Так и сделали. Поднялся я. Слышу копытная дробь слышна. Выскакивают 3 косули. Самец и 2 самки. Вот самца я и взял, а через пару минут и Александра выстрел услышал.

Подошёл он ко мне вскоре и говорит: Ну что? Я ему: Вон рогач лежит. Он: И я одну взял, остальные удрали. В общем освежевали мы зверей. Мясо порубили. К зимовью отнесли. Александр его в земляную нишу выкопанную им сложил (там всё лето как ледник). Решили утром к дому выбираться, иначе пропадёт мясо. Наварили конечно вечером полную кастрюлю свеженины.

Вот после ужина я ему и рассказал о той ночи. Александр сперва посмеялся: Приснилось тебе. Может и приснилось, но лунатизмом не страдаю, чтобы ночью искать сушняк и греть до утра чай. Да и берёз возле того места, где я спал не было и в помине. Потом Александр начал меня допрашивать с подробностями. Где спал, как и что было. Про место, где косуль добыли, с подробностями расспросил меня. Вот только он не помнит где кедрина заваленная возле тропы лежит. Нет, говорит, там кедра упавшего.

Я ему: Вот завтра покажу. Следопыт. Своих мест не знаешь. Утром проснулись, упаковались и пошли. Шли по тропе, а кедра и правду нет. И места того найти не могу. В общем пришлось по тропе туда сюда пройтись, нет места ночёвки и всё. Наваждение.

В общем пришли мы в село. Мясо в ледник Александр сложил и говорит:Ты посиди, я сейчас смотаюсь тут к одному человеку. Побеседуем, если он дома. Сел я, закурил, ноги вытянул - находились всё-же за день. Идёт Александр, а с ним старикашка такого бомжистого вида шлёпает. Подошли, старикашка сигарету у меня выпросил и стал расспрашивать, что как и когда я видел и слышал.

Всё я ему повторил, что Александру вчера говорил. Старикашка и говорит: Повезло тебе. Ты со стариком-лесовиком повстречался. Я ему:А в чём везение? Он: Так не каждый из леса выходит после таких встреч, да ещё и с добычей. Приглянулся ты видно ему. Суровый он старик-лесовик. Не каждому поможет. Иной раз в такие дебри заведёт, что или вообще человек пропал или выйдет незнамо где. Ты ещё с ним встретишься. Точно.

Поболтали ещё ни о чём. Александр заднюю ногу от косули старикашке притащил завёрнутую в полиэтилен, с тем старикашка и ушёл.

Я говорю Александру: Что за бомж? Он: Ты аккуратнее. Не смотри на людей по внешности. Это наш местный охотник. Везёт ему на охоте. Он, говорят и тигров ловил с командой. Да и вообще травами занимается. Все к нему за советами ходят. Ну выпивает, так не до одури. Так, за компанию. Разум никогда не теряет.

Вот такая история произошла со мной в одном из уголков Южного Приморья. А вот верить мне или нет, ваше право. Я не настаиваю. Рассказал что и как со мной было. До сих пор не знаю, когда это я снова со стариком-лесовиком встречусь? Да и не ищу я с ним встречи специально. Как уж получится.

Древние приносили жертвы духам охоты, чтобы это предприятие прошло удачно. Иначе духи рассердятся и не пошлют добычи, а то еще и сотворят с человеком что-нибудь дурное…
Как ни странно, подобный обычай сохранился и в наши дни, особенно в северных, таежных краях. В Сибири, к примеру, есть особые, «священные» места, где охотники, перед тем как отправиться на свой промысел, оставляют пищу для духов или брызгают водкой.
Есть «неприкосновенные» звери, в которых ни в коем случае нельзя стрелять. Сибирские охотники называют их «князьками». Узнать этих зверей можно по необычной окраске или чересчур крупным размерам.
- Убьешь такого князька - и фарту не видать, - констатирует старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука» Борис Дицевич.
Как-то, рассказывает он, одному его знакомому довелось повстречаться в лесу с белой кабаргой. Обычно у кабарги шкурка бурого цвета, а это был настоящий альбинос – белоснежная шкура, розовый нос, красноватые глаза…
Охотник не удержался, выстрелил в зверя. После этого охотничья удача его оставила, и он очень долго не мог подстрелить никакой дичи…

Охота на оборотней

Встречи с мистическими существами для охотников тоже не редкость. Например, в Сибири бытуют легенды о медведях-оборотнях. В давние времена там можно было услышать характерные рассказы охотников: «Иду по тайге, а навстречу - медведь. Огромный, страшный… Я, конечно, сразу выстрелил. Глядь - а медведя-то и след простыл!»
A.M.Бронников из села Знаменка Читинской области рассказывает историю о своем деде. Тот был смелым, никого не боялся, пошел один в тайгу на медведя. А по местному поверью в тот день идти на охоту было нельзя. Дед нашел место, дождался ночи, определив время по звездам, и сел в засаду.
Ровно в полночь в кустах затрещало. Охотник вскинул винтовку. Слышно стало, будто медведь ломится, а никого не видно. «Шаги» приблизились к нему, дед хотел выстрелить, но руки словно отнялись. Тут невидимка раскатисто захохотал, и послышался голос: «Что, не можешь стрелять? Не сможешь ты меня убить!» Опять раздался дикий хохот, и вновь затрещали кусты - неведомое существо удалялось. Мужик, ни жив ни мертв, скорей припустил домой…
Оборотни встречаются не только в Сибири. Много лет назад на Полтавщине произошло удивительное событие, свидетелями которого оказались с десяток человек, в том числе и сотрудники милиции.
В сентябре 2001 года на коровье стадо неожиданно напал волк и утащил молодого бычка. В тех краях волки не водятся вот уже лет сорок, и сначала местные жители решили, что это набедокурила одна из одичавших собак. Но лесничий В.Андриенко, поглядев на следы, оставленные зверем на земле, сразу же понял, что они принадлежат волку.
Этот случай стал первым, но отнюдь не единственным. За два месяца кровожадный волчище лишил жизни более 20 свиней. Он приходил на фермы по ночам, когда люди спали. Дворовые же собаки, вместо того чтобы отогнать незваного гостя, при его появлении трусливо скулили и, поджав хвосты, забивались куда-нибудь подальше.
Ловушки и капканы не помогали: зверь словно заранее угадывал, где они установлены, и обходил их стороной. Лесничие только руками разводили - где же прячется животное, ведь лес вокруг небольшой, редкий, сто раз прочесывали его, но так разбойника и не обнаружили…
Лишь однажды ранним зимним утром перед охотниками мелькнул силуэт, похожий скорее не на волка, а на чудовище, покрытое густой шерстью. Оно быстро метнулось от людей куда-то в сторону, при этом - о чудо! - встав на задние лапы. И растворилось в тумане…
А потом начали исчезать люди. Разумеется, все решили, что они стали добычей волка. В округе началась жуткая паника, жители перестали спокойно спать по ночам, до утра не тушили свет. Родители не выпускали детей на улицу и даже запрещали им ходить в школу…
Селяне организовывали добровольные отряды самообороны, патрулировавшие окрестности. В конце концов к делу привлекли милицию. Выяснилось, что все инциденты происходили в пределах одной зоны - близ старого заброшенного хутора, прозванного Кабаньим. Туда на охоту отправилась группа из одиннадцати человек - милиционеров и работников лесничества.
В полуразрушенном деревянном доме в земляном полу была вырыта яма - ледник. Там и обнаружили пустое волчье логово. Рядом с ямой лежала стопка одежды и пара туфель фирмы «Саламандра». Все - почти новое. Кому могли принадлежать эти вещи? - недоумевали пришедшие.
Устроили засаду в надежде, что волк явится к себе «домой». Он пришел только на рассвете, когда люди уже потеряли надежду. На глазах охотников животное бежало по полю. Оно было огромным, с косматой шерстью рыжеватого оттенка. Передвигалось как-то странно, будто пританцовывая.
Не доходя до хутора, зверь перекувырнулся через голову - и вдруг все увидели на его месте совершенно обнаженного человека!
«Оборотень!» - закричал кто-то из мужчин и выстрелил - очевидно, сдали нервы. Пуля угодила незнакомцу в бок. Он упал на землю и… опять превратился в волка!
Зверь поковылял прочь и вскоре скрылся из виду. Растерявшиеся люди не стали его догонять. Когда же спохватились и бросились к тому месту, где выстрел настиг это существо, то увидели на снегу пятна крови и следы босых ног. Они внезапно обрывались, а дальше тянулись отпечатки волчьих лап…

Незваные гости

Охотничьи базы и зимовья часто располагаются на месте заброшенных деревень. Это, как правило, места с особой энергетикой, влияющей на людей.
Вот история, приключившаяся с сибиряком Федором Т. Возвращаясь с охоты, он решил переночевать в лесном зимовье. Ночью услышал, как кто-то едет мимо, наигрывая на гармошке… Проезжие спешились у зимовья, открылась дверь - и в избушку вошли двое ростом около 30 сантиметров. Федор в испуге вскочил с нар и бросился бежать. Так и бежал без оглядки до самого дома. Жена сказала, что ему почудилось…
В Красноярском крае пятеро военных ушли поохотиться и бесследно пропали. Привал они должны были сделать в лесной избушке, считавшейся почему-то «нехорошей». Поисковики решили отправиться туда. Дверь оказалась запертой изнутри, ее взломали… Все пять человек сидели за столом, перед ними лежали остатки пищи. Они были мертвы, лица искажены ужасом. Смерть наступила от внезапной остановки сердца…
А в давно забытой деревушки в Ольхонском районе всех, кто там останавливался, посещали «Они». Так охотники называли мужчину с белой бородой и женщину с длинными белыми волосами, одетых в белые одежды. «Они» появлялись и ночью, и днем, причем те, кто их видел, потом описывали свое состояние как полубессознательное.
Обычно «Они» спрашивали: «А что вы здесь делаете?» Услышав ответ – «Охотимся!», говорили: «Здесь охотиться нельзя!»
Появлялись эти призраки не только в избушке, но и вне ее. Как-то раз один охотник зимой выслеживал в лесу дичь. Внезапно он увидел перед собой двоих в белом… Мужчина потерял сознание и очнулся лишь через несколько часов. Загадочным образом он не обморозился – вероятно, гости в белом решили просто предупредить его, а не наносить вред…
После этого случая местные охотники позвали шамана из ближайшей деревни Куртун, чтобы тот вступил в контакт с привидениями и выяснил, что им нужно. Шаман взял четыре бутылки водки и принялся обрызгивать спиртным углы зимовья.
После ритуала, длившегося более двух часов, он поведал, что таинственные «Они» - бывшие жители деревушки, на месте которой стоит зимовье. Когда-то мужчина и женщина погибли насильственной смертью, и теперь их души не могут оставить эти края… Магия помогла. Больше духи никого не беспокоили.
В другом зимовье охотников по ночам душили какие-то черные мужики с всклокоченными бородами. Кроме того, у всех, кто тут ночевал, начинала сильно болеть голова. По мнению Бориса Дицевича, виноваты были камни с вкраплениями меди, из которых была выложена печь.
При нагреве они выделяли ядовитые газы, и у людей возникали галлюцинации… Только непонятно, почему в бреду всем чудились одинаковые образы. Нет, не все так просто!

Мистическое предупреждение

Порой «нечистая сила», напротив, помогает охотникам. Один такой эпизод приключился летом 1952 года с будущим знаменитым режиссером Андреем Тарковским. Находясь в геологической экспедиции в районе Енисея, Тарковский остановился переночевать в пустующей лесной сторожке. Внезапно он услышал чей-то голос: «Уходи отсюда!» Вокруг никого не было.
Молодой человек подумал, что ему это показалось. Но голос раздался снова. Когда предупреждение прозвучало в третий раз, Тарковский, несмотря на поздний час, все же решил покинуть избушку.
Едва он отъехал на лошади на сотню метров, как от сильного порыва ветра огромная сосна сломалась и с грохотом рухнула на крышу домика. Будь Тарковский внутри, он неминуемо погиб бы или получил серьезные увечья…
Так что лучше стараться не гневить духов и жить в гармонии с природой, не вторгаясь на чужую территорию. Таков «закон тайги»!

Новость отредактировал OzzyFan - 17-03-2013, 10:34

То, о чем я хочу рассказать, произошло давно, наверное, году так в 89-90. Мой отец всегда был страстным охотником. Каждый год поздней осенью они с приятелем брали отпуск и уезжали в лес недели на две. Ездили обычно в одно и то же место. Это заброшенная деревня, где-то в лесах Новгородчины. Дома там практически все давно порушились, остался только один, да и то, за счет останавливающихся там постоянно охотников. Леса в тех местах очень глухие, до ближайшей цивилизации далекие километры.

В том году мне исполнилось 15 и отец впервые взял меня с собой. Папин приятель, дядя Коля, всегда ездил с сыном, Егором. Тот был постарше меня, ему уже 17 исполнилось, но мы все равно приятельствовали.

Собрались мы тогда быстро. Покидали в машину барахло свое, собак посадили да и поехали. На место прибыли уже ближе к ночи и были приятно удивлены, обнаружив, что в доме уже хозяйничали трое охотников из Питера. Ну мы, конечно, все перезнакомились. Оказалось, что эти мужики тоже каждый год туда приезжают. Ну, собрали на стол там, за встречу стали выпивать – все, как положено. Нам много отцы не налили, мы с Егором больше байки охотничьи слушали, разинув рты. Зато сами они постарались, да так, что на утро ни о какой охоте и речи быть не могло. Все с утра пораньше начали "лечиться".

Нам с Егором было скучно просто так сидеть. Мы уж и по банкам консервным, и по бутылкам постреляли, облазали весь чердак и подвал. Ничего, конечно, не нашли: все, что можно, уже нашли до нас. Мы и пошли гулять. Видим, недалеко так за деревней роща березовая. Мы подумали, что может хоть грибов наберем, на печке насушим да матерям привезем, ну и двинули туда. Но, придя на место, мы жестоко разочаровались. Роща была остатками древнего кладбища. Видать, тут и нашли последнее пристанище жители нашей заброхи.

Могилы все были древние, давно сравнялись с землей, кресты порушились, но кое-где надписи можно было прочесть. Мы с Егором ходили и ржали как кони, читая фамилии. Долго бродили, и вдруг совершенно неожиданно наткнулись на крест. Хороший такой, добротный деревянный крест, наподобие старообрядческого с "крышей". Прямой и ровный, как будто год назад поставленный. А на нем четко прописаны даты: «Горшковъ Егор Николаевичъ. 19мая 1895 - 19мая 1930».

Мой приятель малость оторопел. Это были его фамилия, его имя, его отчество. И даже день рождения совпадал - 19 мая. Когда я это осознал, мне стало страшно, но в школе нас учили тогда так: Бога нет и все такие совпадения ничего не значат. Предрассудки это все. Только посетовали мы тогда, что парень этот совсем молодым помер и прям в день рождения - 35 лет. Посмеялись и забыли.

Две недели пролетели как один день. Мы славно поохотились и вернулись домой в Москву счастливыми и отдохнувшими. Через пару лет я закончил школу, потом институт, стал работать, женился. На охоту мы ездили каждый год, чинили наш ветхий дом как могли, жили в нем неделями, но на кладбище больше не ходили и никаких разговоров об том случае не начинали.

А несколько лет назад так случилось, что я уехал на работу в США. Прожил там несколько лет, а когда приехал, то узнал печальную новость: мой приятель детства, Егор Горшков, погиб. Я сперва даже не понял, что случилось, прям как обухом по голове... Только на кладбище мне объяснили ситуацию.

Егор отмечал свой юбилей - 35 лет. Все были выпившие, и пошли на балкон курить. Егор упал с 8 этажа. Смерть была мгновенной. Чего уж там произошло, я не интересовался, неловко...

Я посмотрел на крест. Добротный, красивый, деревянный... А на нем надпись: «Горшков Егор Николаевич. 19 мая 1972 – 19 мая 2007».

Вот и не верь после этого в судьбу! Что это было тогда в лесу? Предсказание? Чье-то пророчество? Наказание за наш смех в том месте и издевательство над памятью православных христиан? Я не знаю. В любом случае мне стыдно и я прошу прощения.

Рисунок Валерии Дашиевой

По следам снежного человека и женщины-дьяволицы

С древних времён сартуулы занимались и продолжают заниматься охотой. Скалистые горы Джидинского района изобилуют дикими животными, поэтому, согласно пословице «Счастье мужчины в горах», представители сильного пола, возвращаясь из тайги, говорят: «Хорошо мы развлеклись, отдохнули».

В случае большой добычи устраивался весёлый праздник, на котором разбивали трубчатую кость, жарили печень, рассказывали истории, многие из которых впоследствии становились охотничьими байками. Земляки, хорошо зная друг друга, частенько приукрашивали события и добавляли от себя. Известно, что многие не верят рассказам охотников. Однако в любом месте и во все времена находилось много желающих послушать охотничьи байки. Некоторые из них записала заслуженный работник культуры Бурятии и России, народный поэт Бурятии Санджэ-Сурун (Галина) Раднаева.

Джидинский снежный человек

Сын Нимажапа Дымчикова, работавшего тогда директором госпромхоза, Болот, охотясь, обнаружил следы странного существа. - С тех пор как увидел те следы, со мной постоянно случаются разные напасти. То ногу сломаю ни с того ни с сего, то что-либо другое... Не могу войти в нормальную колею, - сказал он мне.

Я тоже однажды на охоте в самой восточной части Зангаты перед закатом солнца увидел небольшого медведя и стал его преследовать. Пройдя метров 500 - 600, вдруг увидел перешагивающее через валежину существо, которое удалилось. Недавно выпал снежок, и я ясно различил след. Я был в резиновых сапогах 43-го размера. Сравнив следы, я прикинул, что тот след был примерно 41-го размера. Вдруг мне стало не по себе, я развернулся и направился в сторону своего зимовья. Мне всё казалось, что как будто кто-тоидёт сзади, или это казалось со страху (хотя я не из пугливых)...

Белую свою собаку я пытался направить так, чтобы она находилась сзади меня, но ничего не добился: собака всегда забегала вперёд меня. Так, покрикивая на собаку, дошёл я до ночлега. Сварил суп, поужинал, покормил собаку. Вдруг собака залаяла, от страха выпуская струйки мочи. Удивившись, я открыл дверь, а собака от страха забежала внутрь, перепрыгнула через огонь и стукнулась об стену так, что ее оглушило. Я укрепил дверь тем, что попалось под руку, зарядил ружьё (неважнецкое было, правда), пододвинул под руку топор и сел. До рассвета далеко…

Вдруг снаружи послышался неприятный звук (сколько ни бродил по лесу, такого звука не слышал). Будь что будет, подумал я, приоткрыл дверь и начал палить в ту сторону, откуда доносился звук. Звук прекратился, а мы с собакой еле дождались утра, я и не ложился. Спозаранку я поймал коня, взял его за повод и зашагал с собакой в сторону дома. Дошли до речки Хундэлэн, она шириной не больше метра, а лошадь вдруг упала в воду. Любое существо, упавшее в воду, поднимает голову вверх, а тут конь голову из воды не вытаскивает...

Я подтянул лошадиную морду за уздцы, привязал к дереву и побежал за помощью, забыв даже снять с лошади седло. Пробежав два-три километра, оказался в зимовье - в местности Хундэлэн охотятся ичётуйские. Там оказался один молодой парень. На его коне мы прискакали на то место, но лошадь моя уже издыхала. Парень предложил прирезать коня, но я остерёгся пускать кровь в речку. Снял с коня уздечку, и он тут же ушёл под воду. Спрятал в лесу седло и пошёл, потом и ружьё повесил на дерево в укромном месте, дошёл пешком до Гэгэтуя.
Суток через двое после того я сильно заболел.

Через несколько лет прославленный охотник Гармаев Лубсан-Еши охотился в тех местах. Поздно вернувшись на стоянку, поужинал и начал готовиться ко сну. Вдруг его собака Барс сильно залаяла. Лубсан-Еши взял ружье, вышел и направился в ту сторону, куда рвалась собака - на восток.

И вдруг увидел человекоподобное существо, все заросшее волосами (шерстью), с остроконечной головой. Охотник испугался, сам не помнил, как очутился в зимовьюшке. Ни ружья, ни куртки, ни шапки с рукавицами не было.

Несколько дней охотник ходил не моргая, с торчащими вверх волосами - до того был испуган. После того случая сильно заболел. Сейчас я думаю, что существо обладало сильным гипнозом. Или это был снежный человек?

Записано со слов Чагдурова Ринчин-Доржи Доржиевича.

С бурятского на русский перевел С. Балсанов.

Женщина-дьявол в темных одеждах

Когда я была молоденькой невесткой, любила слушать разговоры пожилых людей - деда моего мужа Жанцана и других. Их рассказы были похожи на сказки, они были удивительны и вызывали интерес

Вот один из рассказов. В былые годы жил один очень меткий охотник (он был представитель седьмого колена моего мужа). Однажды он охотился на Гунзане и услышал за спиной какой-то шорох, будто с горы скатывается что-то огромное, он, не глядя, из подмышек выстрелил назад. Услышав шум падения чего-то большого, сильно испугался и, не оборачиваясь, убежал в другую сторону.

Через некоторое время, успокоившись, вернулся на то место. Увидел, что лежит огромный змей, голова которого была размером с жеребёнка. А вокруг листва деревьев вся пожелтела. Есть правило, согласно которому охотник должен попробовать мясо убитого зверя. Охотник отрезал кусочек мяса убитого змея и попробовал. «Нет жёстче мяса, чем мясо змеи», - говорил он впоследствии.

Услышав разговоры об этом охотнике, я замечала: «Ведь это же сказка, на самом деле такого не было?». «Нет, нет, всё правда!» - утверждали пожилые. Говорили, тот охотник отрубил себе палец за то, что в осеннюю пору шуршал сеном, соломой и вспугивал зверей. Идя на охоту, он не брал с собой никаких продуктов, кроме туеска с топлёным маслом.

Однажды охотник собирался переночевать в лесу. Развёл костёр, вскипятил чай. Вдруг появилась женщина в чёрной одежде и спросила охотника: «Как тебя зовут?». «Меня зовут Я сам», - ответил охотник. Охотник был умный человек и потому заподозрил неладное (разве нормальная женщина будет шататься ночью по лесу?), он велел женщине сходить за водой. Она взяла поданный ей берестяной сосуд и пошла за водой.

Охотник в это время свернул свой дэгэл, чтобы приняли за спящего человека, а сам с ружьём спрятался за деревом. Женщины не было долго. Когда пришла, прикрыв рот рукавом, долго всматривалась в «спящего человека». Потом превратилась в птицу с длинным клювом и собралась клюнуть в спящего. Как только птица приподняла крылья, охотник выстрелил в грудь. Птица с криком свалилась.

На крик прибежала разная нечисть (духи, черти и т.п.) и стала спрашивать ее: «Кто это сделал?». «Я сам! Я сам!» - назвала птица имя охотника. «Ну, если сам, то что мы сделаем?» - сказали твари и исчезли.

Охотник провёл ночь, сидя у костра. Когда стало светать, обнаружил большой, длинный, золотой клюв птицы. Охотник взял клюв, сразу вернулся домой и отправился в дацан. «Это очень плохо. Надвигается беда. Надо увезти и сдать этот клюв в другой дацан в местности Жуу», - сказали ему.

Три месяца добирался до Жуу охотник. Сдал в дацан клюв. Настоятель того дацана знал, кто к ним направляется, и распорядился: «Из далёких мест идет к нам человек с золотым клювом. Надо его встретить, накормить, дать отдохнуть». Охотник менял в пути лошадей, которые ему давали монголы. Когда добрался до Жуу, его встречали люди в дацане. Двери дацана были распахнуты (а охотник в пути беспокоился, как он обнаружит и откроет нужные двери).

Путника накормили, дали отдохнуть, затем повели к настоятелю дацана. Тот сказал: «Вы одолели очень сильного врага. Этот сильный шолмос (чёрт, дьявол) принёс бы немалые бедствия народу». Потом в подарок охотнику дали книгу «Алтан гэрэл» («Золотой свет»), написанную золотыми буквами.

Ему сказали, что книгу ту нельзя держать ниже уровня пояса. На обратном пути охотник всё время держал книгу у груди. Когда руки у него устали (да и спать надо было), он прикрепил книгу на голову, привязав поводьями. Ехал очень долго, и поводья натерли ему шею до ран, шрамов. И вправду книга «Алтан гэрэл» находилась в этой семье, когда я пришла к ним невесткой.

Дед умер в 87 лет. После него книга была в распоряжении его супруги. Кто-то попросил эту книгу почитать, да так и не вернул. Она должна быть в какой-то из семей Гэгэтуя.

Рассказ записан со слов Бадмажаповой Любови Дамдиновны.

С бурятского на русский язык перевел С. Балсанов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи