Спорт для всей семьи

Хотя многие ассоциируют с Японией только самурайский меч, они неправы. Одними из самых разнообразных и знаменитых являются японские мечи катана, вакидзаси, тати, кинжал танто, редко встречающийся кэн, различные виды копий яри и алебарда нагината.Тати - длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются, прежде всего, по манере ношения. Тати обычно длиннее и более изогнут (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута). Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на бедро в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.


Косигатана – малый меч, который не имеет гарды. Длина клинка – до 45 см. Иногда вместо него или в дополнение носят кинжал танто.Нагината - промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека. С тех пор, как нагината была принята на вооружение самураев, обычно и чаще всего она использовалась женщинами для защиты от нападения во время отсутствия мужчин. Наибольшее распространение получила во время правления императоров эры Камакура и Муромати.
Яри - японское копьё, которое не было предназначено для метания. Яри использовалось воинами с самых древних времён. Конструкция яри несколько напоминает обычный меч. Изготовлением яри занимались простые ремесленники (не мастера), так как конструктивно это оружие не требовало большого мастерства и делалось "из единого куска". Длина лезвия около 20 см. Яри использовалась как самураями, так и обычными солдатами.
Когда произносится слово “меч”, воображение рисует длинный прямой клинок. Но длинные мечи представляли собой оружие преимущественно кавалерийское и получили заметное распространение лишь в средние века. Да и тогда они встречались значительно реже коротких мечей, служивших оружием пехоты. Даже рыцари перепоясывались длинными мечами только перед боем, а в иное время постоянно носили кинжалы.
Стилет

В 16 веке корды несколько удлинились и приобрели закрытую гарду. Прямая наследница легионерского меча - короткая шпага - “ландскнехта” - оставалась самым массовым оружием европейской пехоты вплоть до появления штыков в конце 17 века.
"Ландскнехта"
Наибольшим недостатком кинжалов была не скромная длина, а недостаточная пробивная сила. В самом деле: римский меч доставал на 45 см. от ладони, но длинный меч европейских рыцарей 12 века - тоже только на 40-50 см. Ведь рубить желательно серединой клинка. Еще короче были катаны, ятаганы и шашки. Режущий удар наносится участком лезвия максимально близко к рукояти. Клинки такого типа даже не снабжались гардой, так как она могла бы зацепиться за одежду врага.
Так что, с практической точки зрения, коротким кинжал не был. Но и доспехов не протыкал. Небольшой вес кинжала не позволял отражать им и удары тяжелого оружия.
Зато удар короткого колющего клинка мог быть нанесен очень точно и внезапно. Большой силы для боя на коротких мечах не требовалось, но эффективно использовать это оружие мог только очень опытный и ловкий воин.
Пугио
В середине века легионерский меч не только не исчез, но и ничуть не изменился. Под названием стилета или корда он продолжал оставаться самым массовым видом клинкового оружия в Европе. Дешевые, легкие и компактные корды использовались как дворянами, так и жителями средневековых городов в качестве “гражданского” оружия. Короткие мечи для самообороны носила и средневековая пехота: пикинеры и арбалетчики.
Тесак

С другой стороны, передельная сталь была очень мягкой. Сабля, откованная из азиатского дамаска, попросту перерубала саблю из английской стали. Упругие, но мягкие клинки 16 века тупились буквально “о воздух”. Весь свой досуг солдаты вынуждены были проводить с точильным камнем в руке.ДАГА
Так как дага служила, в первую очередь, для отражений ударов, главной ее деталью была гарда. Особенно это было заметно у европейских даг 16 века, гарда которых представляла собой большую бронзовую тарелку. Такой гардой можно было пользоваться, как щитом.Саи - Окинава, стилет-трезубец с граненым или круглым центральным клинком и двумя боковыми, выгибающимися наружу.
Мизерикордия
Другой вопрос, что специально для броска кинжалы обычно не приспосабливались. Не имели необходимого для метательного оружия перевеса к острию. Для поражения противника на расстоянии существовали специальные ножи.
Сюрикены
Разнообразие формы мелких метательных снарядов настолько велико, что они практически не поддаются классификации. Объединяет все “метательное железо”, пожалуй, только одно свойство: воины им никогда не пользовались. Никогда впереди фаланги вместе с лучниками и пращниками не шли метальщики ножей. Да и рыцарь предпочитал практиковаться в метании совершенно неподходящей для этой цели даги, а не носить с собой специальный нож.
Конкуренции со стороны других метательных снарядов нож не выдерживал. Его пробивная сила была недостаточна против самого легкого доспеха. Да и летел он недалеко, неточно и слишком медленно.
Кансаси - японский женский боевой стилет в виде заколки для волос с клинком длиной 200 мм. Служил тайным оружием.Гуань дао- китайское холодное оружие - глефа, часто ошибочно именуемая алебардой, состоящая из длинного древка с боевой частью в виде широкого изогнутого клинка; вес в пределах 2-5 кг. для боевых образцов и от 48 до 72 кг. - для оружия, использовавшегося в период Цин для проведения экзаменов на занятие военной должности (т.н. укэдао). Общая длина

Здравствуйте, друзья!

В предыдущей статье я начал рассказывать вам о катане, сегодня хочу подробнее рассказать вам об этом интересном оружии. Начнем, пожалуй, с истории возникновения.

По древнему японскому преданию, первая катана самурайский меч был создан кузнецом Амакуни в 7 веке, жившим в Ямато (древнем государстве, впоследствии в 670 году переименованном в Японию). Легенда гласит, что кузнец наблюдал за возвращавшимися с поля брани воинами и заметил, что многие выкованные им мечи сломаны - это разбило сердце мастера. Он и его сын Амакура поклялись, что смогут выковать такой прочный меч, который не подведет в самом яростном сражении.

Они закрылись в своей кузнице и целую неделю молились богам Синто, что бы те помогли им в создании совершенного меча. Сколько времени они потратили на создание меча доподлинно не известно, но в результате их стараний и появилась боевая катана. И когда в следующем году воины возвращались с войны — все мечи, выкованные Амакуни были целы. Сам император поблагодарил кузнеца за его работу.

Прародителем смело можно назвать японский меч тати (тато), повсеместно используемый японскими воинами. Тати отличается от катаны более длинным (от 75 см) и более изогнутым лезвием. Необходимо упомянуть, что тати уступает катане в качестве изготовления. Постепенно, к 15 веку японская катана вытесняет тати и становится главным оружием самурая.

Культура ношения катаны сформировалась в японском обществе к 17 веку, когда закончился период Сэнгоку («эпоха воюющих провинций»). Период, в который власть династии Асикага в Японии ослабла и появлялись княжества на периферии, которые вели постоянные междоусобные войны. Самураи носили катану обязательно в паре с коротким мечом вакидзаси. Такое парное ношение называется — дайсё («длинный -короткий» в переводе с японского). Подробно о вакидзаси мы поговорим в следующей статье.

Носить катану следует только на левой стороне, обязательно в ножнах (сая), заложенных за оби (узкий пояс, завязываемый простым узлом) лезвием вверх. Ношение самурайской катаны требует исполнения особых ритуалов. Так, входя в дом, самурай вынимал катану из-за оби и если чувствовал, что ему угрожает опасность, держал её в левой руке и был готов в любую секунду нанести удар. В знак особого уважения и доверия, самурай держал катану правой рукой. Садясь, самурай клал катану на пол, но она всегда находилась в пределах его досягаемости.

28 марта 1876 года в Японии был принят закон о запрете ношения мечей для всех, кроме военных и полицейских, а также людей в церемониальной одежде. Многие были недовольны этим запретом, поэтому в то время получило распространение ношение катаны в необработанных деревянных ножнах (сарасая) и без каких либо украшений и инкрустаций. Таким образом боевая катана становилась похожей на деревянный меч — бокуто. В 20 веке появились катаны, лезвия которых хранились в ножнах, выглядящих как деревянный посох.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами. Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу - иайдо.

Иайдо (дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны (которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников (пышно украшенные). Богатую инкрустацию (драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Период правления сёгуната Токугава с 1603 года был связан с уходом в прошлое искусства владения копьем. На смену кровопролитным войнам пришла эпоха техники и совершенствования воинского состязания на мечах. Искусство, связанное с именовалось «кэндзюцу», со временем превратилось в средство духовного самосовершенствования.

Значение самурайского меча

Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.

Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу - токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.

Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.

Комплект японского воина

Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) - основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».

Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку - самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.

Виды самурайских мечей

Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов используемых воинами.

  • Цуруги, тёкуто - древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
  • Кэн - прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
  • Тати - большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
  • Нодати или одати - сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
  • Танто — кинжал (до 30 см длиной).
  • Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.

Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.

Меч катана

Катана - боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 - 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.

Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана - это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.

История катаны

В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.

Секреты изготовления катаны

Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной - режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.

В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.

Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.

Владение катаной

Длинная рукоять меча позволяет эффективно им маневрировать. Для удержания катаны используется хват, конец рукояти которого надо держать в середине левой ладони, а правой рукой сжать рукоять около гарды. Синхронный взмах обеих рук давал возможность воину получить широкую амплитуду взмаха, не тратя много сил. Удары наносились вертикально по мечу или рукам врага. Это позволяет убрать оружие противника с траектории атаки, чтобы поразить его следующим взмахом.

Древнее японское оружие

Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.

  • Юми или о-юми - боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
  • Яри - копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
  • Бо - военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
  • Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
  • Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
  • Тэссэн или дансэн утива - боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
  • Дзиттэ - боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
  • Нагината - японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское
  • Кайкэн - боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.

В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.

Катана-кадзи

Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.

Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ - ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ - парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Убийство на перекрестке дорог

Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) - название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.

Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ - тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.

В чем секрет остроты катаны?

Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.

На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.

Заключение

Настоящий самурайский меч, цена которого баснословна, как правило, является ручной работой древнего мастера. Такие орудия трудно найти, так как они передаются в семьях по наследству как реликвия. Самые дорогие катана имеют мэи - клеймо мастера и год изготовления на хвостовике. На многие мечи наносилась символическая ковка, рисунки из отгоняющие злых духов. Ножны для меча также украшались орнаментами.

Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах. Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям . В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен. Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Считалось, что в мече живут духи всех его прежних владельцев, а самурай всего лишь хранитель клинка, и он обязан передать его следующим поколениям. В завещании самурая обязательно был пункт, в котором распределялись его мечи между сыновьями. Если у хорошего меча был недостойный или неумелый владелец, то в этом случае говорили: «Меч плачет».

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч. Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок. Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом .

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX-XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб. В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции. Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII-XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков. Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены. Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV-XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо. Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч. В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны. К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир. Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду. Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев. Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

Наивысшей частью для самурая было умереть в бою с мечом в руках. В 1943 году был сбит самолет с японским адмиралом Исороку Ямамото (тот самый, что руководил атакой на Перл-Харбор). Когда обугленное тело адмирала достали из-под обломков самолета, то обнаружили в руках мертвеца катану, с которой он и встретил свою смерть.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

После окончательного разгрома японцев во Второй мировой войне победители издали приказ об уничтожении всех традиционных японских мечей, но благодаря вмешательству историков он вскоре был отменен. Производство мечей по традиционным технологиям было возобновлено в 1954 году. Была создана специальная организация «Общество по сохранению художественных японских мечей», ее основной задачей стало сохранение традиций изготовления катан, как части культурного наследия японской нации. В настоящее время существует многоступенчатая система оценки исторической и культурной ценности японских мечей.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири , ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя . По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

Изготовление японского меча

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм. Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник. Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Во время изготовления меча кузнец ел пищу, приготовленную на священном огне, а на животную пищу, крепкие напитки, а также на сексуальные контакты было наложено жесткое табу.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия. Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла. После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну. Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде. Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Только после испытаний кузнец выбивает на хвостовике свое имя, и меч считается готовым. Работы по монтировке рукояти и гарды считаются вспомогательными. Рукоять катаны обычно обклеивалась кожей ската и обматывалась шелковым или кожаным шнуром.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам. Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание. При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии. Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало. В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна. Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи