Спорт для всей семьи

В XVII веке Тибет пережил расцвет медицинской науки: построен «колледж» для монахов, составлено несколько важных текстов.

Наверное, самый впечатляющий из дошедших до нас трудов того времени - это четырёхтомный «Голубой берилл» (между 1687 и 1703 годами). Трактат содержит описание примет и сновидений, помогающих установить диагноз, сотен лекарственных трав и медицинских инструментов, а также анатомических схем - 79 поразительных иллюстраций (танка). Это настоящая вершина образовательного искусства: научные знания переплелись здесь с традициями буддийско-тибетской живописи.

Картины были выполнены по заказу Дези Сангье Гьяцо, регента при пятом далай-ламе, который исполнял обязанности временного правителя Тибета после смерти предыдущего далай-ламы в 1682 году. Гьяцо придавал большое значение точности иллюстрации, часто консультировался с медицинскими специалистами и поощрял использование свежих трупов в качестве моделей для анатомических картин. В то же время он не возражал и против символизма. Так, желудок изображался в виде красного алмаза, тонкий кишечник - красных завитков, а толстый - синих волн.

Танка несколько раз тщательно перерисовывались монахами: это была обязательная часть их медицинского образования. Они по сей день актуальны в учебных заведениях Непала. Вслед за журналом Scientist мы воспроизводим здесь несколько копий, созданных в начале 1990-х под руководством непальского художника-самоучки Ромио Шрестха с использованием пигментов из естественных источников: для красной краски применялась ртутная руда, синей - лазурит, жёлтой - соли серной кислоты и т. д.

Эта иллюстрация содержит основные сведения о расположении костей и внутренних органов человека. Тибетские анатомы насчитали в человеческом теле 360 костей. У современных западных медиков получается всего 206, но это связано лишь с тем, что они не принимают во внимание хрящи и ногти. На голове монахи увидели 21 тыс. волос, тогда как у нынешнего представителя западной цивилизации их там около 100 тыс. (Все картинки кликабельны!)

На этой танка указаны наиболее уязвимые места человеческого организма.

В арсенале тибетских медиков были инструменты для изучения переломов, открытых ран и гениталий, щипцы и щипчики для извлечения тканей и инородных тел из организма, хирургические инструменты (ножи и пилы), инструменты для облегчения задержки мочи, введения слабительного и др.

Для того чтобы поставить диагноз, тибетскому врачу надлежало смотреть, прикасаться и спрашивать. Эти действия составляют три ствола изображённого здесь дерева, которые в дальнейшем разделяются на восемь ветвей и 38 листьев. Они представляют части тела, которые подлежат указанным действиям.

Здесь, в частности, рассказывается о прижигании, которое осуществлялось путём прикладывания зажжённой «сигареты» из полыни к различным частям тела. Оно до сих пор используется в традиционной китайской медицине для улучшения кровообращения и лечения хронических заболеваний. Точки прижигания обозначены красным, точки кровопускания - синим, точки хирургического вмешательства - жёлтым.

Эта танка иллюстрирует процесс развития плода, начиная с момента зачатия (левый верхний угол), когда через семя и дыхание отца плод получает сознание.

Растения были основным источником лекарств в тибетской медицине. Дези Сангье Гьяцо потратил много сил и времени на то, чтобы монахи изобразили их с большой точностью, имея под рукой образцы.

Рассказ о том, как следует лечить людей, страдающих ветрами, сексуальным истощением, анемией беременных, бессонницей, депрессией, переутомлением, расстройством желудка и др. Среди методов - изменение диеты и образа жизни.

Будда медицины (Бхайшаджьягуру) находится в центре Сударшаны - города на вершине горы с пышными лесами, которые полны мощных лекарственных средств. Он окружен различными божествами, среди которых пятый далай-лама (в верхнем левом углу).

Атлас тибетской медицины Голубой Берилл (аюрведа, буддизм, йога, оздоровление, здоровье)

​Атлас тибетской медицины Голубой Берилл (аюрведа, буддизм, йога, оздоровление, здоровье)

Атлас Тибетской Медицины «Голубой Берилл» написан в 17 веке крупнейшим ученым Сангье Гьямцо (1653-1705).
Традиционная тибетская медицина — уникальна. Она интегрировала медицинские знания древнего государства Шанг — Шунг, индийской Аюрведы, соединила в себе лучшее из медицинских традиций Индии, Греции, Цейлона, Персии, Кашмира, Афганистана, Непала, Монголии, Китая с богатым опытом врачей Тибета и философией буддизма. Тибетская медицина сильно связана с Аюрведой: в 8-12 в. тибетские врачи путешествовали в Индию и изучали аюрведические тексты, с 4-5 в. правители Тибета приглашали врачей из Индии.

В 10 в. Ринчен Занпо изучил и перевел тексты аюрведы на тибетский язык, которые во времена исламского нашествия и междоусобиц были уничтожены в Индии и позднее вернулись обратно уже из Тибета.

Атлас Тибетской Медицины првосходный сборник текстов и иллюстраций, детально проясняет все главы основного трактата по индотибетской медицине «Чжуд Ши» (8-12в.) и является основным комментарием к этому тексту. Он содержит 77 листов красочных иллюстраций и пояснений к ним.
Атлас тибетской медицины — уникальный свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века, по которому учились поколения тибетских медиков. В альбоме воспроизводятся все 76 листов свода, хранящегося в краеведческом музее города Улан — Удэ. Каждый лист снабжен пояснениями, все подписи к рисункам переведены с тибетского. Во вступительной статье рассказывается об истории тибетской медицины, памятник анализируется как часть теоретического сочинения и как произведение искусства. Издание позволит специалистам, медикам и историкам медицины, познакомится с одним из видов средневековой научной иллюстрации и будет интересна широкому кругу лиц, увлекающихся культурой и искусством Востока.
В подборку включены: 77 красочных листов атласа в цветном и черно-белом хорошем качестве, текст 76 глав атласа (62 глава давно утеряна), текст первоисточника индотибетской медицины — «Четырех тантр» — «Чжуд Ши».

Подробнее о тибетской медицине:

Тибетская Медицина, геомантия – Саче, и астрология являются частями знания о гармоничной, счастливой, здоровой и благополучной жизни. Комплексный подход приносил максимальный эффект и наибольшую пользу от их применения. Медицина заботится о нашем здоровье изнутри, Са Че снаружи, а астрология подсказывает кратчайшие пути к достижению целей. Основа у этих наук одна — теория пяти первоэлементов объясняющая, что тело и окружающий мир состоят из пяти элементов, а гармония внешнего и внутреннего является основой нашего здоровья, благополучия, счастья и долгой жизни.

Геомантия и астрология учат нас гармоничному существованию в окружающем пространстве и постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.

Атлас тибетской медицины - это копия свода иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату «Голубой берилл» (Вайдурьяонбо), сделанная в конце XIX века для бурятских врачей эмчи-лам, которая почти точно воспроизводит оригинал, погибший при оккупации Тибета Китаем.

Копию Атласа с большим трудом удалось переправить в Бурятию лекарем Ширабом Сунуевым. В Тибете он больше десяти лет изучал тибетскую медицину (конец XIX - начало XX века) и тайно на протяжении нескольких лет занимался изготовлением копии Атласа. Если бы тибетские власти узнали, чем занимается в монастыре Сэртог-мамба ученик из далёкой Аги, то ему отрубили бы голову, несмотря на высокое покровительство Хамбо-ламы.

Чтобы сделать копию Атласа, Ширабу Сунуеву необходимо было подкупить художников-тибетцев, которые срисовали бы Атлас, причём найти столько денег в России, чтобы они взялись бы за это, невзирая на угрозу лишиться головы. Шираб Сунуев несколько раз пробирался через три границы из Тибета в Россию и обратно, чтобы доставлять деньги, собранные на родине с земляков, прихожан Цугольского дацана.

Однажды в пустыне Алашань, в очередной раз направляясь за деньгами в Россию, Шираб Сунаев был на краю гибели. Он несколько дней брёл пешком без пищи и воды и был крайне изнурён. Случайно его подобрал один монгол, напоил и накормил. В благодарность Шираб дал монголу лекарства для его больной жены, а когда возвращался обратно, жена монгола была уже совсем здорова. Благодарные монголы снабдили Шираба едой на весь остаток пути и подарили верблюда, который очень пригодился Ширабу, когда он вывозил Атлас, причём самые ценные листы Атласа он нёс на своей груди.

Точно неизвестно, во сколько обошлось агинским бурятам изготовление Атласа, но по слухам, художники-ламы, срисовавшие Атлас, обеспечили свои семьи на несколько поколений вперёд, так как Шираб Сунуев доставлял в Тибет целые партии золота и серебра для оплаты их работы. Возможно, в «софинансировании проекта» принимал участие доктор тибетской медицины и миллионер Петр Бадмаев.

В Бурятии Атлас был передан в дар основанному ещё в 1801 году Цугольскому дацану, в котором располагался самый старый и престижный медицинский факультет. Сам Агван Доржиев после 1917 года возвратился в Россию для спасения буддизма в Бурятии, что впоследствии привело его к гибели. Атлас же в 1926 году по его просьбе был передан в Ацагатский дацан, в котором с 1913 года действовала медицинская школа с лечебницей, созданная самим Доржиевым.

С 1936 г. началось закрытие дацанов в Бурятии - дацаны разрушались, имущество в основном уничтожалось, а самих лам отправляли в тюрьмы или расстреливали, но Атлас каким-то чудом уцелел благодаря инструктору Союза воинствующих безбожников Ж.Ж. Жабону, который разыскал Атлас и передал на хранение в Краеведческий музей Улан-Удэ. (Музей истории Бурятии). Шли годы, обстановка в стране смягчалась, и в 1968 году группой учёных под руководством известного востоковеда А. Балданжалова началось изучение Атласа. Он привлекал к работе оставшихся в живых после лагерей и тюрем лам, многие из которых приезжали к нему с риском для жизни и работали бесплатно. Общими усилиями был сделан перевод текста и составлены комментарии к нему. С 1981 года Атлас был признан выдающимся памятником культуры народов Востока.

Тем не менее, до конца 90-х годов раритет под названием «Атлас тибетской медицины» небрежно хранился в главном фондохранилище музея, расположенном в здании Одигитриевского кафедрального собора в Улан-Удэ, и почти единственным человеком, который имел к нему доступ, была сотрудница музея Ксения Герасимова, благодаря которой научная общественность Бурятии узнала о ценности экспоната. При этом «выдающийся памятник культуры», выполненный на льняном холсте, пылился на верхних стеллажах фондохранилища в свернутом виде, несмотря на угрозу осыпания минеральных красок, однако каким-то чудом сохранился до наших дней.

Но мытарства Атласа на этом не закончились. В 1998 году он был отправлен на выставку в США с правом одноразовой публикации Атласа, что давало американским организаторам выставки огромную прибыль. Бурятия же не получала практически ничего. Кроме того, ламы из Буддийской традиционной сангхи России не были уверены в том, что Атлас вернётся на родину, и настаивали на передаче Атласа в церковную собственность, так как он приобретался на деньги, собранные паствой.

Вся бурятская общественность, поддержанная президентом Бурятии Потаповым, выступила против отправки священной реликвии за границу, но вопрос вдруг стал решаться на федеральном уровне, и Атлас отправился за границу. Правда, при этом были жестоко избиты ОМОНом около 30 буддийских монахов и послушников, которые несколько дней проводили пикетирование возле музея истории Бурятии, надеясь мирными средствами воспрепятствовать вывозу реликвии.

В Америке с большим успехом прошли сенсационные выставки 40 из имеющихся 76 страниц атласа в трёх городах США - Вашингтоне, Атланте и Рино (штат Невада). Сам же атлас перевозился в специальных капсулах при соблюдении особых мер безопасности, перед выставками работники Эрмитажа впервые провели «щадящую» реставрацию раритета - очистку холстов от пыли и грязи (запросив за это 200 тысяч долларов!).

После возвращения в Россию летом 1999 года те же 40 страниц Атласа тибетской медицины выставлялись в Москве, в Музее Востока, а затем в Улан-Удэ, в Музее истории Бурятии. С тех пор более десяти лет Атлас ни разу публично не выставлялся, что вызвало у общественности и религиозных деятелей Бурятии сомнения: что же сейчас хранится в Музее истории Бурятии - Атлас, провезённый Ширабом Сунуевым через три границы, или американская подделка? Но анализы, проведённые только в 2009 году новым директором музея Аюной Цыбикдоржиевой, показали, что нам вернули оригинал. В 2010 году с конца января по начало марта наконец-то прошла выставка, на которой впервые в истории выставлялись все 76 страниц Атласа тибетской медицины в течение праздника Сагаалган (бурятско-тибетский Новый год).

Сегодня Атлас тибетской медицины законсервирован в хранилище Музея истории Бурятии. Он хранится в специальных шкафах с горизонтальными выдвигающимися ящиками (на каждую страницу по ящику), так как написанные старыми минеральными красками страницы Атласа нельзя хранить в вертикальном положении. Это грозит осыпанием красок и сползанием бумаги с холста. Для сохранения памятника нужно, чтобы он находился в горизонтальном положении.

Сейчас каждая страница Атласа хранится в двойном паспарту, сверху страница накрыта микалентной бумагой. Чтобы не повредить живописное полотно, используется особый бескислотный картон из Германии, который не выделяет никаких химических веществ. Температура поддерживается в пределах 16–18 градусов, влажность - 55–60%. Такая консервация обеспечивает сохранность живописного полотна в течение 200 лет.

Но ведь Атлас предназначен для обучения эмчи-лам, как же сохранить памятник, и в то же время сделать так, чтобы он и дальше мог служить людям? Этот вопрос был решён двумя друзьями-предпринимателями из Москвы - Баиром Жамсоевым и улан-удэнским юристом Биликто Дугаровым, посетившим выставку раритета, когда Атлас экспонировался в музее. Решено было сделать копию, и для этого было найдено редкое оборудование (планетарный сканер и специальная типография) и не менее редкие специалисты, и уже в июле 2010 года была создана высокоточная копия Атласа тибетской медицины, которая передаёт все цвета и особенности графики этого художественного шедевра. Она выполнена хорошими красками на таком же льняном холсте и выглядит практически как оригинал. Кроме того, с помощью фонда «Жамсаран» была создана электронная страховая копия Атласа. В настоящее время передвижная выставка копии с копии Атласа уже действует в России.

Сам оригинал Атласа тибетской медицины сегодня отнесён к музейному фонду Российской Федерации и остаётся собственностью государства. Тем не менее, вопрос о том, кому должен принадлежать Атлас, остаётся открытым. «Право на владение Атласом принадлежит Цугольскому дацану, – заявил хамбо-лама Дамба Аюшеев. - Средства на изготовление Атласа, на оплату работы художников, которые перерисовывали в Тибете эти картины, собирались в Цугольском дацане. То, что Атлас был создан и привезён сюда, является заслугой верующих Цугольского дацана - они являются его хозяевами. В этом надо быть честными. Поэтому, если встанет вопрос о возвращение Атласа, если Цугольский дацан изъявит желание вернуть его себе, я не буду против!»

Итак, «Атлас тибетской медицины» благополучно занял своё место в Музее истории Бурятии. Но Атлас был приобретён высокопоставленным буддийским ламой на личные средства верующих для нужд Цугольского дацана, чтобы обучать эмчи-лам, и место ему не в музее. Может быть, когда-нибудь придёт время восстановить историческую справедливость и возвратить Атлас буддистам Бурятии.

медициной Атласе тибетской медицины Атлас тибетской медицины

https://www.сайт/journal/14657

Больной, болезнь и время приема воды или лекарства. Также находятся параллели с арабской медициной . Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины " похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны... Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины " содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти...

https://www.сайт/religion/1348

Книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз. - А что такое настоящая тибетская медицина ? - Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении... До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает...

https://www.сайт/religion/11221

Был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы. Тибетская медицина представляет собой свод знаний об организме человека, приобретённых в... региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые заложены в тибетской системе. Знания о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование...

https://www.сайт/journal/11593

Друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д. Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель... создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины . Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания. В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу...

https://www.сайт/journal/15397

Своей кульминации, затем затухают, чтобы начать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определенными тибетскими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, полный циркуляционный цикл "жизненных... второй сустав пальца правой ноги 30 АА первый сустав пальца правой ноги Теперь, когда вы узнали некоторые тибетские термины, можно использовать полученные знания не только для профилактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни, но и для...

https://www.сайт/magic/17671

Тибетская медицина

Тибетская медицина - наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению. Это - наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и...

- выдающийся памятник науки и культуры Востока, свод иллюстраций к трактату тибетской медицины XVII века под названием "Вайдурья-онбо ", что означает "Голубой берилл" . По этим пособиям учились многие поколения тибетских медиков.

В Тибете

Художественный атлас был создан в конце XVII века тибетскими врачами, художниками в восточном Тибете в медицинском монастыре-университете Сэртог-манба, по заказу Дэсрида Санчжяй Чжамсо (1653-1705 гг), регента V Далай-ламы, выдающегося политика и незаурядного ученого своего времени.

Именно он написал в 1688-1689 гг. трактат "Голубой берилл" - комментарии к фундаментальному своду медицинских знаний "Чжуд-ши". Мудрость и польза этого учения сравниваются с блеском драгоценного камня Тибета, божественного берилла - Вайдурья .
Дэсрид Санчжяй Чжамсо пишет: "Создавая комментарии к "Чжуд-ши", я постарался показать себя как ткач и проявить все искусство пальцев, чтобы сущность смысла "Чжуд-ши" осветить в зримом, наглядном обличии (как рисунки) на основах полотна красочной ткани".
Когда создавались эти цветные иллюстрации, их показывали многим ламам-медикам, знатокам, чтобы обнаружить и устранить ошибки. На составление полного свода иллюстраций ушло несколько лет, сначала было создано 50 листов, затем их дополнили до 62. А в главной и последней своей работе - труде по истории тибетской медицины "Кхогбуг" (1703 г) Дэсрид Санчжай Чжамцо называет окончательное число - 79 листов иллюстрированного свода, получившего название Атласа тибетской медицины. Этот оригинальный Атлас сохранился, о чем немногие сейчас знают, поскольку распространилась версия, что он погиб во время китайских погромов в Тибете в 60-70-е гг XX века. Большинство ученых и лам в России считают, что судьба его неизвестна. Однако буддолог, д-р ист.н., Н.Л.Жуковская пишет: "Я знаю лишь одного человека в России, который не только видел, но и держал в руках листы тибетского оригинала Атласа тибетской медицины, находясь в 1991 году в Лхасе в научной командировке по приглашению тибетского Центра медицины и астрологии - это Н.Д.Болсохоева, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра СО РАН. Она - один из ведущих современных специалистов по источниковедению тибетской медицины".
В XX веке ряд листов Атласа был перерисован заново, в связи с совершенствованием медицинских знаний. Кое-что в листах Атласа было уточнено. Некоторые листы плохо сохранились от частого использования, и возникла необходимость их обновить. Джампа-Принлэй, врач Центра медицины и астрологии г.Лхаса: в это же время появляется последний по счету 80-й лист, представляющий собой "тханку преемственности лам, входящих в число могущественных знатоков, приобретших известность в истории медицины".
"Атлас тибетской медицины" представляет интерес как с научной точки зрения, так и с культурологической, поскольку является ценнейшим памятником тибетской культуры. Рисунки и тексты в нем содержат массу этнографических подробностей, относящихся к жизни и быту тибетского народа, его мировоззрению.
С "Атласа" на протяжении истории его существования были сделаны только несколько копий. Считается, что наиболее полная из трех дошедших до нас копий этого раритета, существующих в мире, сделанная в 19 веке, и известная как "Атлас тибетской медицины", является государственной собственностью Российской Федерации и более 60 лет хранится в Национальном музее Республики Бурятия .

В Бурятии

Бурятский Атлас тибетской медицины - это копия с тибетского оригинала, насчитывающая 77 листов (один из них утерян), выполненная в конце XIX века и тогда же привезенная в Бурятию.

Трактат "Вайдурья-онбо" издания печатни Агинского дацана "Дэчен Лхундублинг" по объему превышает "Чжуд-ши" почти в три с половиной раза.

В этом трактате подробно раскрывается значение условных аллегрических слов и выражений, специальных терминов и понятий, дополнены главы, касавшиеся лекарственных средств и методов терапии.

Атлас тибетской медицины в Бурятии состоит из 76 листов, размер одного такого листа 81,5 х 66,5 см, в них содержится более 10 000 рисунков.

Каждый лист иллюстрирует одну или несколько глав трактата и вмещает от 7 до 180 рисунков. Все иллюстрации выполнены в едином формате и композиции, одинакового размера, в традиционной технике свитковой живописи тханка на грунтованном льняном полотне минеральными красками.
На верхней части каждого листа есть надпись на тибетском языка, указывающая на то, к каким частям, главам или разделам трактата "Голубой берилл" относятся иллюстрации. Каждый рисунок снабжен надписью.

Н.Л.Жуковская: "История появления этой копии до сих пор окутана тайной, в ней больше предположений, чем известных во всех подробностях фактов. Вероятнее всего, что копия Атласа была заказана и оплачена Агваном Доржиевым (1853-1938 гг), одним из семи учителей Далай-ламы XIII".
Существует мнение, что "Атлас тибетской медицины" был привезен в Россию бурятским эмчи-ламой (врачом) Ширабом Сунуевым, который более 10 лет изучал тибетскую медицину в Восточном Тибете в монастыре Сэртэб-манба.
"Атлас" предположительно до 1926 года хранился в Цугольском дацане . Затем по просьбе Агвана Доржиева настоятель Цугольского дацана Ганжарва-гэгэн передал "Атлас" в Ацагатский дацан , центр тибетской медицины.
В то время в обоих этих буддийских монастырях имелись манба-дацаны - медицинские факультеты, где обучались основам тибетской медицины будущие эмчи (врачи, лекари) и Атлас использовался как пособие при обучении.

В 30-е годы в период антирелигиозной политики в России все дацаны закрыли, а реликвии попали в музеи или были уничтожены.

"Атлас тибетской медицины" чудом уцелел. Когда в 1936 году пришел черёд закрытию Ацагатского дацана и ликвидации его имущества, один из лам сумел спрятать Атлас в тайнике. Чтобы оградить этого ламу от опасности и сохранить Атлас, в том же году большой знаток сокровищ и раритетов бурятского буддизма Ж.Ж.Жабон уговорил отважного спасителя Атласа, передать этот свод иллюстраций в музей. В то время Ж.Жабон занимал должность ответственного инструктора Союза воинствующих безбожников. Лама согласился, и Атлас был передан в фонды Республиканского краеведческого музея г.Улан-Удэ. С того время и по настоящее место пребывания Атласа не менялось. Менялось лишь название музея: с 1937 г. он назывался Антирелигиозным музеем, позднее, в начале 1950-х гг, он был переименован в Краеведческий музей и уже в годы перестройки - в Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Со временем Атлас был введен в научный оборот в качестве источника по изучению тибетской медицины. В 1968 году в Бурятском филиале СО АН СССР под руководством П.Б. Балданжапова была создана группа по изучению наследия индо-тибето-монгольской медицины, в которую вошли врачи, ботаники, востоковеды-тибетологи и монголоведы, а также эмчи - ламы-медики, вернувшиеся в тому времени из тюрем и лагерей. Н.Л.Жуковская: "Прибывшие из мест заключания ламы не имели права жить не только в столице республики, г.Улан-Удэ, но даже в своих родных селах. Их приходилось отыскивать на дальних окраинах, привозить в город, чтобы они смогли дать консультацию, а затем они должны были возвращаться назад. Большинство лам консультировало ученых бесплатно, но некоторых со временем все-таки удалось оформить на работу в БФ СО АН СССР в качестве младших научных сотрудников.
По мнению П.Б.Балданжапова, в его время не было "сведений о наличии полного комплекта ранних копий "Атласа" в какой-либо другой стране, кроме России. В библиотеке Калифорнийского университета имеется 12 картин, копий с оригиналов, находившихся в буддийском монастыре г.Пекин, которые были привезены в 1947 году в США тибетологом и синологом Ф.Лессингом".

Буддийская святыня России

22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России "утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д-Д.Итигэлова.

Литература:
Санджей Гьямцо. Атлас тибетской медицины "Голубой берилл", Галарт, 1998 г.
Жуковская Н.Л. Атлас тибетской медицины на перекрестке религии и политики//О буддизме и буддистах: Статьи разных лет, 1969-2011. М.,"Ориенталия", 2013. С.188-212.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Спорт для всей семьи